Многим ямальцам известны пес ни «Мой Салехард», «Осенняя тундра», «Последний лист», «Элегия», «Снегопад». Они такие душевные и родные, передают самые искренние человеческие чувства. В этих песнях много добра, теплоты, солнечного света и любви к нашему краю – Ямалу. Они проникают в сердце и остаются в нём. Их автор – наш земляк, уроженец Салехарда Игорь Калиничев.

11022016 epoha

Среди песен о родном крае, написанных в начале восьмидесятых годов, когда на Ямале звучали бодрые марши, воспевающие трудовые будни, успехи и победы ямальцев, Игорь Павлович создаёт песни, отражающие другую сторону жизни, – личную, сокровенную. «Малая печалька» на стихи Анатолия Марласова – нежная, тёплая, задушевная. «Песнь о Ямале» на стихи Аллы Тарасовой – светлая, лирическая песня-признание, в которой выражена любовь к Ямалу не как к «полуострову сокровищ», а как к малой единственной родине. Песня «Зима-волшебница» на стихи Аллы Тарасовой остаётся одной из лучших лирических песен Игоря Павловича, пленяет выразительной мелодией, гармоничным сочетанием поэтического и музыкального образа. Впервые она прозвучала в исполнении известных вокалистов Светланы Баянкиной и Валентины Гостевой. Конец 70-х – 80-е годы двадцатого века. Время бурного освоения подземных кладовых Ямала, эпоха трудовых рекордов и открытий. Тысячи людей самоотверженно трудятся. Их девиз – нефть и газ любой ценой. И многие песни, рождённые в ту пору, звучали под стать этому лозунгу – бодро, маршеобразно. В творческом багаже Игоря Калиничева есть произведения, передающие дух времени, чувства первооткрывателей богатств Ямала, такие, как «Рабочая совесть бригады», «Газовый плацдарм», «Беспокойная юность», «Обращение к потомкам». В них авторы выражают свою гражданскую позицию, нашедшую отражение в названиях и содержании созданных песен. Их музыкальный язык подкупает искренностью высказывания, естественностью развития. Ритмический пульс напряжён, движение динамично, мелодия звучит широко, просторно, торжественно. Особо нужно отметить цикл песен композитора, посвящённых военной теме. Детство композитора проходило в военные годы, и, конечно, ему были близки и понятны чувства, переданные в стихах А. Тарасовой «На Ямале пушки не гремели», «Сорок первый год», Н. Данилова «Давно прошла война», «Мы не помним войны», Н. Тряпкина «Камыши, камыши...» и многих других. Эти произведения отличаются сдержанностью, особой торжественностью и в то же время ощущением скрытой боли, состраданием. В них сочетание очень индивидуального, личного с тем, что волнует многих людей, это одна из ценнейших особенностей песен Игоря Павловича. Как скупо, но с какой силой, как выразительно переданы глубокая скорбь человеческой души, трагическое лихолетье Отечественной войны, потеря родных, близких людей. Военные песни И. П. Калиничева не раз завоёвывали внимание слушателей. Так, в 1995 году, уже после смерти композитора, за создание песен о Великой Отечественной войне семье Калиничева был вручён диплом окружного конкурса «Никто не забыт, ничто не забыто», посвящённого 50-летию Великой Победы, подписанный губернатором Ямала Ю. В. Неёловым. Широко представлены и песни Калиничева для детей. Среди них «До свиданья, до свиданья», «Полярная песенка», «Шестилетки», «Кем я буду» и другие. Композитор и замечательный баянист, Игорь Павлович был частым гостем в детских садах, школах, выступал для юных слушателей. Следует отметить, что он начал писать песни для маленьких ямальцев одним из первых. Высоко ценил творчество своего коллеги Александр Пустосёлов, композитор, аранжировщик, руководитель ансамбля и оркестра народ- ной музыки, заслуженный работник культуры России, многие годы работавший вместе с Игорем Павловичем в Салехардском училище культуры и искусств: «Песни Калиничева отвечают мировосприятию публики, поэтому они получили высокую оценку слушателей и исполнителей, они обладают основными качествами, необходимыми человеку: энергией, бодростью, напевностью и простотой восприятия. Его песенное творчество всегда было широко представлено в репертуаре солистов оркестра и ансамбля народной музыки. Стилистические особенности его песен выражены в использовании особого типа ритмики, тонально-гармонической системы, преобладании в интонационном строе активных ритмоформул, которые придают особую обаятельность и легкую «смешинку» в одном случае и глубокий трагизм и пафос – в другом. Так, в песне «Веснушки» применён синкопированный ритм, создающий дополнительную лёгкость и полётность мелодической линии. В песне «Камыши» «приём скандирования» идентичными ритмическими группировками придаёт особенную драматургию. Гармонический язык песен Игоря Калиничева создаёт колорит глубокой народности. Эта народность, на мой взгляд, и способствует популярности его песенного творчества». Игорь Калиничев, коренной северянин, родился 6 апреля 1937 года в Салехарде. Биография Игоря Павловича – это жизненный путь целого поколения, родившегося незадолго до начала страшной войны. Трудное, тяжёлое было время. Детство, совпавшее с Отечественной войной и послевоенной разрухой, было не из лёгких. В 1945 году Игорь пошёл в первый класс школы № 1, которая была ему ещё и родным домом. Здесь работала техничкой-истопником его мама, Варвара Степановна, и там же, при школе, она жила в маленькой комнатке с двумя сыновьями. С одиннадцати лет, как и многие ученики этой школы, стал посещать школьные кружки художествен- ной самодеятельности: оркестр на- родных инструментов и духовой. В этих коллективах раскрылась музыкальная одарённость подростка и самозабвенная, бесконечная любовь к музыке. Занятия в народном и духовом оркестрах, чуть позднее – знакомство с баяном решили его судьбу. Руководил народным оркестром Моисей Исаакович Гурфель, о котором Игорь позднее скажет: «Замечательный учитель, большой мастер своего дела». За годы учёбы в школе, изучая азы оркестрового музицирования, Игорь освоил инструменты народного и духового оркестров. В эти годы появляется ещё одна мечта, страсть: научиться играть на баяне, и не про- сто научиться, а в совершенстве овладеть инструментом. О приобретении баяна не могло быть и речи. Семья едва сводила концы с концами. В 1952 году, окончив семь классов, Игорь оставляет школу. Ввиду тяжёлого материального положения семьи он принимает решение идти работать. С пятнадцати лет начинается его трудовая биография – учеником формовщика литейного цеха Салехардской судоремонтной базы морского лова. У рабочего парня оказались сильная воля и ясная голова. Закаляя свой характер на производстве, он продолжает посещать оба оркестра Дома культуры народов Севера, много и упорно самостоятельно занимается на баяне, не зная усталости. Поэтому и результаты овладения инструментом удивительны. Начав в пятнадцать лет занятия на баяне, он быстро делал серьёзные успехи. Это были годы активного и упорного освоения баяна, чему способствовали необычайная тяга к музыке, большая любовь и преданность своему инструменту в сочетании с музыкальными способностями, одарённостью, трудолюбием, настойчивостью. Занятия давали возможность эмоционально раскрываться в музыке, которая становилась самой большой страстью в жизни. С 1956 по 1959 год Игорь служит в армии. Увлечение музыкой и умение играть на многих духовых инструментах заметило командование воинской части, и он был зачислен в полковой духовой оркестр. Большое влияние на его становление в музыкальном плане оказало знакомство со Степаном Сосниным, сослуживцем, призванным в армию после не- скольких лет обучения в Московском хоровом училище. Соснин владел фортепиано, читал с листа любой нотный текст, хорошо знал теоретические предметы. Всё свободное от службы время Степан обучал Игоря секретам музыкальной грамоты, на примерах учил азам оркестровки и переложению музыкальных произведений для ансамблей, оркестров. Сложнее обстояло дело с теоретическими дисциплинами. Отсутствовала система их изучения, поэтому были проблемы. Вспоминая армейскую службу, Степан Соснин рассказывал: «Игорь по пять-шесть часов занимался на баяне, поражая окружающих огромным трудолюбием, терпением и усидчивостью, демонстрируя фантастическую преданность и любовь к баяну. Кроме занятий мы оба играли в духовом оркестре (я на теноре – научил Игорь) и в эстрадном ансамбле. Музыкальная самодеятельность полка держалась на нас, а в ней были и хор, и солисты из солдат, и офицерские жёны, и дети. Наша дружба продолжалась до последних дней, хотя нас всегда разделяли тысячи километров». После службы в армии Степан обучается в Московской консерватории им. П. И. Чайковского, пишет музыку для детей. Его принимают в Союз композиторов СССР. А Игорь, отслужив, возвращается в родной Салехард. Его приглашают на работу в клуб ДОКа – деревообрабатывающего комбината рыбной промышленности. Он организует вокальный ансамбль, занимается с солистами. Армейский опыт работы с самодеятельностью и его личные качества – простота в общении, скромность, ответственность за порученное дело – вновь возродили затухающую славу самодеятельности ДОКа. Годы работы с вокалистами творчески обогатили Калиничева, раскрыли талант аккомпаниатора. Он выработал свою манеру, свой стиль. В его руках баян не играл, а разговаривал, рассказывал. В начале 60-х годов Игорь Павлович становится одним из популярных музыкантов в городе. Именно его в 1962 году ямальский бард Валентина Ипшанова попросила записать на ноты и гармонизовать свою новую песню «Обский вальс», ставшую очень популярной. Игорь Павлович вместе с руководителем вокального квартета «Сыра сэв» Лидией Пугачёвой готовит студентку культурно-просветительного училища Надежду Рускаламову (Лонгортову) к выступлению на Всероссийском смотре художественной самодеятельности, проходившем в 1964 году в Москве, где она стала лауреатом. Не имея в детские и юношеские годы возможности профессионально заниматься на баяне, музыкант настойчиво продолжает навёрстывать упущенное. Невероятное трудолюбие, жёсткая самодисциплина, осознанное стремление к совершенству способствуют принятию решения о получении профессионального образования в музыкальном училище. В 1961 году, работая в окружном Доме культуры народов Севера руководителем эстрадного оркестра, Игорь поступает на заочное отделение Тюменского музыкального училища. На консультацию по специальности «баян» он попадает к Борису Николаевичу Шишкину. Опытный, внимательный педагог, участник Великой Отечественной войны, разглядел и оценил в молодом человеке музыкальные способности и, что не менее важно, жажду учиться. Несмотря на отсутствие свидетельства об окончании музыкальной школы и всего лишь семилетнее образование, Борис Николаевич просит руководство училища в виде исключения допустить Игоря к вступительным экзаменам. Так он оказался в классе Б. Н. Шишкина, в котором учился и первый ненецкий композитор Семён Няруй. Впоследствии они не раз очень тепло, с уважением и благодарностью, рассказывали о своём педагоге студентам, друзьям, коллегам.
С 1963 года ведёт отсчёт новый этап творческого пути. Калиничев начинает педагогическую деятельность в Салехардском культурно- просветительном училище, где работал до последних дней. Педагогическая работа – это, пожалуй, один из значимых, заметных участков многогранной деятельности музыканта. Стремление постичь все тайны выбранной профессии и, несомненно, особый талант позволили Игорю Павловичу стать незаурядным педагогом. В его классе всегда царила творческая атмосфера. Он учил студентов ставить высокие цели и непременно стремиться к их достижению. О работе вполсилы не могло быть и речи – горел сам и своей энергией, темпераментом буквально зажигал учащихся, показывая серьёзное, добросовестное отношение к делу. Его одержимость музыкой служила ярким примером для подражания. Важной задачей педагога на начальном этапе обучения Игорь Павлович считал необходимость научить студентов правильным и рациональным домашним занятиям, а в дальнейшем помочь встать на путь самообучения, то есть мыслить и контролировать весь процесс самостоятельно. Был уверен, что держать учеников в ежовых рукавицах не всегда оправданно и даже вредно. В подходе к учебному процессу высокая требовательность сочеталась у него с тонким пониманием мироощущения ребят, приехавших из ямальской тундры познавать мир искусства.
Свой богатый творческий опыт он щедро передавал своим ученикам. Будучи преподавателем по классу баяна, Игорь Павлович дал путёвку в жизнь многим студентам. Творческая деятельность, как и педагогическая, была тоже очень насыщенной. Множество выступлений, выездов с концертами по округу. Постоянный обмен опытом с коллегами- педагогами, среди которых были П. В. Кравцов, Г. М. Сокуренко, В. М. Петров, Б. Г. Смирнов, А. И. Пустосёлов, Ю. П. Юнкеров, С. Н. Няруй, Л. Г. Широких. Не желая останавливаться на достигнутом, ощущая большую потребность в знаниях, в 1971 году Игорь Павлович поступает в Челябинский государственный институт культуры на заочное отделение. И это имея семью, двух сыновей, занимаясь педагогической работой в училище, которой отдавал много сил и времени. По окончании в 1976 году института получает высшую квалификацию клубного работника, руководителя самодеятельного оркестра народных инструментов. Супруга Калиничева Нина Владимировна вспоминает: «В те годы Игорь Павлович часто по ночам садился около радиоприёмника, записывал на магнитофон песни и эстрадную музыку и, перекладывая их по слуху на ноты, делал аранжировки мелодий для того, чтобы взять их в программу оркестров, ансамблей. Старался все музыкальные новинки быстрее включить в репертуар самодеятельности и эстрадного оркестра. С печатным нотным материалом тогда были большие трудности». Игорь Калиничев пробует сам сочинять музыку. Природа наделила его многими музыкальными способностями: абсолютным слухом, нестандартным мелодическим и гармоническим мышлением, творческой фантазией. Одна за другой появляются на свет его собственные инструментовки, интересные, яркие пьесы для духового, народного и эстрадного оркестров. Но прежде всего музыкальное наследие Игоря Павловича связано с песенным творчеством. Его песни очень разные по тематике, характеру, настроению. Многие, созданные совместно с ямальскими поэтами Аллой Тарасовой, Николаем Даниловым, Анатолием Марласовым, включены в новый сборник. Помню, в конце января 1984 года Игорь Павлович показал нам, коллегам по училищу, только что сочинённую песню «Малая Печалька». Аккомпанируя на баяне, он напел её тихим «композиторским» голосом. Мы были обрадованы простой, чистой, тёплой мелодией, задушевны- ми словами: «Жизнь моя, как чайка, улетает вдаль...» Нежная и грустная песенка «Малая Печалька», как ни странно, ничего общего со словом печаль не имеет. Печалька – переиначенное на русский лад название селькупской речки, правильное произношение которой – Печайкы, что означает «сорожье место». Текст написал проживавший тогда на Ямале работник культуры Анатолий Марласов. Его стихи были популярны, особенно среди ямальских композиторов. Они прекрасно ложились на музыку, легко запоминались и пелись. Немудрено, что песню сразу же включили в свой репертуар местные вокалисты. Одними из первых её исполнителей были Светлана и Сергей Баянкины, известный в Салехарде семейный вокальный дуэт. Их дружба с Калиничевым продолжалась многие годы.
В чём секрет популярности песен Игоря Калиничева? В них нет ничего надуманного, они обращены прямо к сердцу слушателя. Самобытные и выразительные мелодии, похожие на народные песни, легко запоминаются. Игорь Павлович не потакает моде, а слушает голос своей души, стремится к ясности, просто - те. Тематика песен близка и понятна северянам. Одна из причин успеха мелодий – их «почвенность» и народный колорит. Игорь Павлович проработал в училище двадцать семь лет. Оно было для него вторым родным домом и в светлые, и в трудные времена. Он очень близко воспринимал всё происходящее вокруг. Для него самым значимым было слово «надо». Преподаватель Калиничев активно участвовал в общественной жизни учебного заведения, несколько лет был председателем профсоюзного комитета училища, членом трудового совета коллектива. Активная жизненная и творческая позиция – вот что определило его положение среди коллег и студентов.
За годы служения музыкальной культуре Игорь Павлович Калиничев был награждён многочисленны - ми грамотами и благодарственными письмами, знаком «Победитель социалистического соревнования 1980 года» Министерства и ЦК профсоюза, в 1982 году – значком Министерства культуры СССР «За отличную работу», а в 1985 году был удостоен звания «Ветеран труда». Короткий, но яркий жизненный путь оборвался в августе 1990 года, в самом расцвете творческих сил. Столько осталось нереализованного, несбывшегося...
Память об этом замечательном музыканте, талантливом педагоге и композиторе живёт в его учениках, коллегах и, конечно, в его музыкальном наследии. Воистину не годами, а делами определяется след, оставленный человеком на земле. Обидно короткую жизнь прожил Игорь Павлович Калиничев, но какую стремительную, насыщенную, плодотворную. Его жизнь, его творчество – яркие и впечатляющие, как след метеорита, как фейерверк. Я рад, что мне довелось в течение двадцати лет общаться с Игорем Павловичем в учебных классах, на сценических площадках, семинарах композиторов, на различных конкурсах, фестивалях. Мы оба были большими любителями охоты и рыбалки и часто вместе выезжали на природу. Общение с ним – это такая жизненная школа! Он был необычайно добрым, светлым человеком, умеющим не только слушать, но и слышать собеседника, при этом всегда имел собственное мнение. Как и многие творческие люди, Игорь Павлович был легкоранимой натурой – эмоциональный, честолюбивый, порой не в меру горячий, но при этом отходчивый и незлобивый. Удивительно открытый, без всякой хитрости, очень доверчивый, доброжелательный и талантливый человек. Главная внутренняя черта – нацеленность и устремлённость в достижении поставленных задач. В нём счастливо соперничали и взаимодополняли друг друга дар педагога и дар композитора. Его уважали коллеги и боготворили студенты. Игорь Павлович обладал необыкновенным качеством – любить людей, дарить им тепло своей души и сердца. Этим чувством пронизано всё его творчество, оставившее яркий, незабываемый музыкальный след на Ямале. Имя его вписано в историю культуры Ямала. Проходят годы, а мелодичные и задушевные песни продолжают жить. Их поют и будут петь, ибо тема доброты, верности, любви к родному краю вечная!

Юрий Юнкеров, специалист центра сохранения и развития народной культуры ГАУК ЯНАО «Окружной Центр национальных культур», заслуженный работник культуры РФ.

Журнал «Культура Ямала» №4.