ak1

В ноябре 2014 года исполняется 140 лет со дня рождения выдающегося полярника и Верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака. Однако еще многие из нас то ли по привычке, то ли по живучим стереотипам видят за образами Александра Колчака, Андрея Вилькицкого,  Бориса Вилькицкого, и других военных полярников начала прошлого века  штыки Белой гвардии.

А современные безбедные господа коммунисты, что тихо зарабатывают капиталец,  вещают об ужасах «колчаковщины», но столь же убедительно можно говорить об ужасах «красного» социализма. Так «незабвенный» красный маршал и потомственный дворянин  Тухачевский, утопил в крови Кронштадтское, затем Тамбовское крестьянское восстание, когда русских крестьян давили танками и травили боевыми газами еще первой мировой, другой красный маршал Блюхер – залил крестьянской кровью Западную Сибирь в 1921 году, когда восстали сибиряки. И не надо мне говорить, кто был ужасней, кто пролил крови больше «белые» или «красные», они проливали и свою, и чужую кровь за свои идеи и идеалы.

Возвращение к адмиралу.

Однако вернемся к делам Александра Колчака, тем более что российском обществе зреет понимание того, что наша страна, единственная в мире, Арктическая цивилизация, что обусловлено её географическим положением и климатом. И в России начинают развивать современный Арктический проект, так как в Российской Арктике сосредоточены ведущие месторождения полезных ископаемых страны.  

Однако первые страницы Арктического проекта России,  написаны в начале минувшего века в экспедициях в Северном ледовитом океане, в кабинетах Корпуса гидрографов, над страницами проекта  работали  гражданский ученый Эдуард Толль,  военные моряки  Александр Колчак, Андрей Вилькицкий, Борис Вилькицкий, Юлий Шокальский, Георгий Седов, Георгий Брусилов и другие выдающиеся военные полярники.

В 1900 году, первая академическая экспедиция Эдуарда Толля, в её составе работал Александр Колчак, на шхуне «Заря» открыла для России XX век в Арктике. Их исследования, вместе с другими, привели в будущем к принципиальным изменениям в малонаселенных высоких широтах России. Первопроходцы Арктики начала прошлого века более чем на столетие определили перспективу развития Севера страны, но страницы их деяний еще предстоит открыть, понять и оценить.

Колчак: Арктика и флот.

Взглянем на личность и деятельность Александра Колчака, талантливого флотоводца и ученого - полярника не с красно-бело-бандитских позиций, а с гражданских, ведь внес этот человек огромный вклад в развитие и Арктики и Сибири. Иной раз говорят, что был он милитаристом, а по иному в России, веками отбивавшейся от разномастных захватчиков нельзя, как нельзя ей было и жить без экономики мобилизационного типа. В этом отношении потомственный военный Александр Колчак следовал традициям своего времени. А если следовать речам пацифистов, то надо бросить все и отдаться любой наступающей военщине, увы ей, наши милитаристы надежно и веками защищают страну от вражьих намерений. Но вернемся к нашему герою.

Александр Васильевич Колчак родился 4 (16) ноября 1874 года в Санкт-Петербурге в  дворянской семье офицера морской артиллерии.  Его отец, Василий Иванович, участник Крымской войны и героической обороны Севастополя, вышел в отставку в 1889 г. в чине генерал-майора, и надо полагать с младых ногтей воспитывал патриотом своего сына Александра. А его предок, комендант крепости Хотин на Днестре Колчак-паша («колчак» по-тюркски – «боевая рукавица») в 1739 году, во время русско-турецкой войны был пленен нашими войсками, и со временем стал и русским подданным, и русским человеком. Мать будущего адмирала, Ольга Ильинична (1855–1894), уроженка Одессы, происходила из дворянского рода Посоховых. Она умерла рано, когда  сыну было лишь 20 лет.

Поэтому дорога в привилегированный Морской корпус для Александра Колчака была прямая. И после выпуска из корпуса он служит на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер», уходит в дальние заграничные плавания вдоль берегов Азии и Африки,  где занимается океанографией, гидрологией, картами течений. В конце девятнадцатого века по возвращении из морских странствий его производят  в лейтенанты флота. В то время он, как многие из молодых флотских офицеров, начинает интересоваться севером России, которым также не безразличен север Российской империи.  Тогда в самом начале двадцатого века и началась Большая политическая Арктическая гонка, что идет, по сей день.

В конце девятнадцатого века  идет подготовка первой академической Русской Полярной экспедиции, которую возглавляет  барон Э.В. Толь. Колчак, при содействии Великого Князя  добивается включения его в состав экспедиции, что стала судьбой и прологом ко всей дальнейшей жизни Адмирала.

ak1

На снимке слева направо Александр Колчак, Николай Коломийцев и Федор Матисен в 1900 году, у борта шхуны «Заря».  Они сидят перед выходом в экспедицию, в легких мундирах военно-морского флота молодые и энергичные, и не знают еще свою судьбу, а смотрят в будущее.  Возможно, когда-нибудь войдут в строй отечественного флота суда с именем «Адмирал Колчак», с именами других полярников Русского военно-морского флота.
Фото из архива Русского географического общества, Санкт-Петербург.

ak7

Русская Полярная Экспедиция. Фотокопия книжного листа из архива Никиты Кузнецова.

В 1900 году экспедиция выходит из Петербурга и работает в Арктике около двух лет, с двумя зимовками по 11 месяцев каждая. Во время экспедиции Колчак проводит комплексные исследования районов Северного океана, его прибрежной полосы, после которых береговая линия западного Таймыра и соседних островов приобрела почти современные очертания. В 1902 деревянное судно экспедиции раздавлено льдами, сам барон Э.Толь уходит к острову Беннета по льдам, в поисках таинственной Земли Санникова, он ушел и не вернулся.., а участники экспедиции через Якутск прибывают в декабре в столицу.  Колчак делает доклад и предлагает Императорской Академии наук организовать спасательную экспедицию к острову Беннета на шлюпках, Академия выделяет средства, и экспедиция Колчака уходит  в Арктику. Однако находит лишь следы стоянок барона Э. Толя, который пропал без вести в Арктике.

Сам Колчак, завершив экспедицию, прибывает в Якутск, где узнает о начале Русско-Японской войны. Он отправляет рапорт о зачислении в действующую армию и добирается до рокового Иркутска. На Японской войне он воюет на море, затем на обороне Порт-Артура, где попадает в плен. После возвращения через Америку, тяжело больной Колчак уезжает на лечение. За участие в компании его награждают  именным золотым Георгиевским оружием и орденами.  Вернувшись в Петербург, он приводит в порядок экспедиционные материалы полярных рейдов.

В 1906 году Александр Колчак завершает работу над отчетом об обеих экспедициях и представляет его в Академию наук. Этими материалами интересуется президент Академии, Великий князь Константин Константинович, так как они оказались настолько богатыми, что для их изучения и обработки создана специальная комиссия Академии наук. А Русское географическое общество под председательством академика П.П. Семенова-Тян-Шанского присваивает ему Большую Константиновскую золотую медаль. Ей до Колчака удостоены  лишь три полярных путешественника, все – иностранцы: Ф. Нансен, Н. Норденшельд и Н. Юргенс.  

Обработав отчеты экспедиций Александр Колчак создает  научную монографию «Лед Карского и Сибирского морей», которая выходит в свет в 1909 году, в 1928 году ряд её глав издан  Американским географическим обществом в сборнике «Проблемы полярных исследований».

После Японской войны и публикации ряда научных  работ по освоению Арктики, а также по военно-прикладной тематике Колчак приобретает широкую известность в  военных и научных кругах России. А известность и награды ставят  А.Колчака в один ряд с известнейшими путешественниками и географами такими как  Семенов-Тян-Шанский, Пржевальский, Беллинсгаузен, Лазарев и другие.

Советские полярники, по ряду причин, пользовались  работой Колчака часто без ссылок на автора, который в своем фундаментальном труде заложил основы учения о морских льдах. Он открыл, что арктический ледовый пак совершает движение по часовой стрелке, причем «голова» этого гигантского эллипса упирается в Землю Франца-Иосифа, а «хвост» находится у северного побережья Аляски. А в центре Большая полынья. Также он ввел в научный оборот ряд новых океанологических терминов. В полном виде, с современной орфографией и пунктуацией и подробным комментарием работа А.Колчака «Лед Карского и Сибирского морей» впервые переиздана в России в 2012 году.

С образованием  в 1906 году  Морского Генерального штаба Александр Колчак становится  одним из его первых сотрудников и  занимается разработкой оперативно-стратегических планов на главном, балтийском театре предполагаемых боевых действий, разработками по реорганизации военно-морского флота, выступает в Государственной Думе в качестве эксперта по военно-морским вопросам.

Кроме того, он занят и Арктикой – делом своей жизни. Колчак, вместе с группой военных гидрографов,  активнейший участник формирования глав проекта по изучению Арктических морей России и трассы Северного морского пути, как трансконтинентальной магистрали.  Участники проекта подают на имя Морского министра докладную записку о важности освоения Северного пути, с расчетом стоимости экспедиции. В июне 1906 года Морской министр Бирилев, по настоянию моряков, ученых, полярников,  образовал комиссию по изучению возможности транспортного судоходства Северным путем.  В её составе океанограф Ю. Шокальский, кораблестроитель  академик А. Крылов и другие ученые, и военные моряки - участники полярных экспедиций. После административной переписки  дело поручают Главному Гидрографическому управлению, которое возглавляет генерал-майор Андрей Ипполитович Вилькицкий. Он, поддержанный Правительством, делает А. В. Колчаку официальное предложение включиться в  подготовку и быть в числе руководителей. Колчак принимает предложение и, продолжая службу в Генеральном штабе, вместе с Федором  Матисеном разрабатывает  проект экспедиции. Видя огромный объем научной работы, он пишет рапорт и в 1908 году переходит в Морскую академию.

В новой экспедиции предлагалось использовать стальные суда ледокольного типа, причем не такие, как ледокол   «Ермак», на котором ходил в Арктику адмирал С.О.Макаров. Океанский полярный лед, никакое судно ломать и колоть не в состоянии. Целесообразнее конструкция, рассчитанная на раздавливание льда, с использованием для этого веса корабля. Опыт натолкнул Колчака и его коллег на мысль о постройке кораблей типа «Фрама» знаменитого Нансена, но не деревянных, а стальных. Это был проект нового типа ледокола (фактически «ледодава»), который затем стал  основой дальнейшего развития ледокольного флота до наших дней.

По итогам работ Специальной комиссии, постановления Совета Министров Империи, которое поддержала Государственная дума, в которой депутаты-сибиряки настаивали на создании транспортного национального коридора в Арктике, было принято решение о строительстве судов для проведения высокоширотной экспедиции.
Невский судостроительный завод выиграл конкурс на строительство таких судов нового типа.

ak6

Рабочие Невского судостроительного завода (1909-1910гг.), на этом заводе были построены ледоколы «Таймыр», «Вайгач». Фото из архива музейно-выставочного комплекса, г.Салехард.

По проекту Колчака и Матисена на Невском судостроительном заводе в Петербурге построены два ледокола нового типа – «Таймыр» и «Вайгач», водоизмещением по 1200 тонн каждый. Строительство ледоколов постоянно контролировалось Колчаком, Матисеном, Неупокоевым, которые имели  опыт полярных плаваний. Корабли первоклассно  оснастили  для проведения исследований и, поскольку они  считались военными, то имели на вооружении пушки и пулеметы. Степень их надежности и непотопляемости была столь высокой, что они и позволили сделать крупнейшие открытия. Построенные суда: «Таймыр», под командованием старшего лейтенанта  Б.В.Давыдова  и «Вайгач», под командованием А.В.Колчака, под общим руководством экспедиции генерал-майором И. Сергеевым покинули Кронштадт 27 октября 1909 года – началась великая Гидрографическая экспедиция Северного ледовитого океана.

В 1909-10 годах экспедиция совершила переход из Балтийского моря через Индийский океан во Владивосток, а затем — суда ходили по направлению к мысу Дежнева, что стало последней экспедицией Колчака в арктические моря. А экспедицию Северного ледовитого океана возглавил в 1913 году капитан 2-го ранга Борис Вилькицкий, он открыл архипелаг Северная Земля (первоначально – Земля императора Николая II), а к 1915 году  экспедиция прошла по Северному морскому пути. Ледокол «Вайгач» затонул в 1918 г., наскочив на подводную скалу в Енисейском заливе, а «Таймыр» оставался в строю почти тридцать лет, в 1938 г. он участвовал в снятии с льдины полярной станции папанинцев.

В 1910 году Александр Колчак отозван в Петербург в  распоряжение Морского генерального штаба, на горизонте уже маячила война, и никто не знал, сколь кровавой она будет. Колчак возглавил один из ключевых отделов штаба, ведавший оперативной подготовкой к войне Балтийского театра военных действий, и параллельно занимался доработкой и «пробиванием» судостроительной программы. По программе строились корабли мощные, быстроходные, маневренные, с сильным вооружением определенных типов. Потом, уже во время мировой войны, стали вступать в строй линкоры типа «Севастополь», крейсера типа «Измаил», эсминцы типа «Новик», новые подводные лодки. Кстати, линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев советского Военно-морского флота, в 1941 году вступившего в Великую Отечественную войну, построены по программе, которую создавал и  частично реализовывал Александр Колчак. А командуя в годы Первой мировой войны эскадрами на Балтийском и Черном морях,  Александр Колчак снискал славу выдающегося флотоводца, что отмечали его заклятые друзья и преданные враги. Но в результате Февральской революции, отречения Императора, деятельности большевиков и бездеятельности Временного правительства  Александр Колчак 6 июня 1917 года покинул действующий Российский военно-морской флот, предупредив в своем Сообщении в Офицерском союзе Черноморского флота и собрании делегатов армии, флота и рабочих в Севастополе 25 апреля 1917 года о пагубности существующей политики, нужной определенным кругам, об опасности Гражданской войны, за которую ратовали большевики-ленинцы.. Впервые это выступление А.В.Колчака опубликовано в книге: Колчак В.И., Колчак А.В. Избранные труды, куда вошел дневник А.В.Колчака периода обороны Порт-Артура и его программная работа о Службе Генерального штаба. Эта книга впервые знакомит общественность с военно-литературными работами отца и сына Колчаков.

Гражданская война и хозяйство Сибири.

Александр Колчак возглавил Белое дело в ноябре 1918 года, в феврале 1920 года он расстрелян на 46 году жизни. Фактически белую Россию он возглавлял немногим более года. Но о его деятельности написаны сотни статей и книг, как ни о ком ином из «белых» вождей! Имея огромную и заслуженную популярность в научных и в военно-морских кругах, которую Александр Колчак  заработал еще до революции, он стал знаменем Белого движения, его формальным главой в масштабах  страны.

В литературе о Колчаке пишут как о полярнике и главе Белого дела, но за кадром часто остается еще многое. Лишь в последнее время заговорили о народо-хозяйственной и военно-морской деятельности Александра Колчака, который за короткий срок руководства страной успел многое сделать для Сибири и для формирования Северного Морского пути, по которому ходил...  

Шла Гражданская война…  

В 1918 году Владимир Ленин, выдает средства известному исследователю Арктики капитану первого ранга Борису Вилькицкому для доставки хлеба из Сибири в голодающую Россию по Северному пути. Вилькицкий начинает работу, это отдельная тема, но красные уходят из Архангельска, его занимает бело-английская армия, которая создает свое правительство и приглашает на службу Вилькицкого уже в чине адмирала.  А в Сибири приходит к  власти адмирал Колчак! Его правительство в Омске и правительство севера России в Архангельске, по инициативе адмирала решают провести Карскую экспедицию 1919 года. Она должна обеспечить доставку в устье сибирских рек оружия для Белой армии  и вывоз хлеба Сибири, продукции Уральских заводов на запад.

В этих целях изучения Севера 25 апреля 1919 года в Правительстве Колчака, впервые в истории России, образован Комитет Северного морского пути, который начинает подготовку данной Карской экспедиции, планирует другие исследования.  

Начальником Комитета северного морского пути назначен генерал-майор корпуса гидрографов А.В. Попов, а  начальником речного каравана судов Карской экспедиции полковник Д.Ф. Котельников. Для ее гидрографического обслуживания экспедиции создается Дирекция маяков и лоций. Затем из Омска  в Обдорск ( Салехард)  направлена партия гидрографов для обследования фарватера Обской губы и изыскания удобного места по перевалке грузов с морских судов на речные. Эта группа нашла бухту Находка, где проработала около двух месяцев.

С большими сложностями караван Б.Вилькицкого прошел из Архангельска в Карское море и в сентябре 1919 года его суда встали на якорь в бухте Находка. Экспедиция выполнила свои цели частично, часть судов с иностранцами, бросив всё,  вернулась в Архангельск, Вилькицкий и Котельников перегрузили суда каравана, и часть его пошла на запад, часть по Оби в Омск. Обскую экспедицию на обратном пути большей частью разгромили красные, а её остатки под командованием Котельникова пришли в Томск.  

Затем уже в 1921 году, по заданию Сибревкома из Омска, в Находку уходит новая экспедиция, в ней работает Дмитрий Чубынин – метеоролог и в будущем известный агроном Салехарда.

Александр Колчак своими приказами также  продолжил строительство Усть-Енисейского порта, начатое в 1917 г., по его распоряжениям организована ботаническая экспедиция В. Сапожникова, готовилась и Обь-Тазовская экспедиция.

Серьезную роль сыграл Александр Колчак в создании Сибирской геологии, с его именем связано создание в декабре1918 года в Томске Сибирского геологического комитета, старейшего в Сибири. Также в 1919 году Колчак отправляет на Таймыр экспедицию Николая Урванцева, который  по окончании университета работал в Сибгеолкоме.  Эта  экспедиция официально открыла Норильские медно-никелевые месторождения, которые разрабатывают, по сей день. Промышленный взлет Кузбасса на юге Сибири – один из проектов  адмирала. Обеспечивая города и транспорт Сибири топливом в условиях Гражданской войны,  в  Правительстве Колчака ориентируются  на Кузнецкий угольный бассейн. Он в начале XX века признан одним из перспективных, поэтому акционерное общество «Кузбасские угольные копи» выпускает акции для  реализации на американском биржевом рынке. Полученные кредиты направляют  на модернизацию шахт и расширение добычи, что способствует  освоению Кузбасса. Также осваивают Черемховские копи у Иркутска и Сучанские рудники на Дальнем Востоке. Надо заметить, что практика исчисления прожиточного минимума впервые введена в практику в Сибири при А.Колчаке  для снижения социальной напряженности! В условиях Гражданской войны Особый комитет при Министерстве труда утверждал, прожиточные минимумы по регионам Сибири и периодически индексировал зарплату госслужащих Правительства Колчака. При нем действовало и Экономическое совещание, которое разрешило серьезные вопросы хозяйственной жизни Сибири.

На заседании Экономического совещания  в Екатеринбурге 1919 году Колчак отмечал, что железная дорога часть военной и гражданской организации страны и ей необходимо уделять не меньше внимания, чем армии.  Поэтому  продолжено  строительство  магистралей: Троицкой (Троицк - Орск - Оренбург - Уфа) и Южно-Сибирской (Оренбург - Акмолинск - Семипалатинск). В марте 1919 года Совет министров утвердил сметы их строительства. Первый, наиболее крупный, кредит получила Южно-Сибирская железная дорога, а также Казань-Екатеринбургская и Троицкая железные дороги. Эффективность субсидий оказалась высокой, и к лету 1919 года общая протяженность уложенных рельсов составила 160 верст. В 1919 году  возобновили достройку хлебо- и лесовозных веток на Южно-Сибирской и Казань-Екатеринбургской дорогах. Летом вошли в эксплуатацию ветки в Кузбассе  до Прокопьевских шахт. Кроме того, проектно-изыскательскими работами  в Томской и Алтайской губерниях, повторяюсь  шла Гражданская война,  пройдено 3000 верст.

Уже после расстрела адмирала при Сибирском ревкоме 2 апреля 1920 года создан советский комитет для усовершенствования и изучения Северного морского пути.  В 1928 году Совет Труда и Обороны СССР образовал Северо-Сибирское государственное акционерное общество промышленности и торговли «Комсеверопуть», для вывоза на экспорт товаров, которые не находят выхода на внешние рынки другими путями. Затем 17 декабря 1932 года создается Главное Управление Северного морского пути. Его первым начальником стал известный ученый О. Ю. Шмидт. Основываясь на опыте Карских и Колымских экспедиций, Главсевморпуть всего за несколько лет превратил разделенную на два участка, трассу в единую надежную артерию арктического мореходства. Таким образом, при исследовании и освоении Северного морского пути Советская власть часто шла по пути А.В.Колчака.

Вспомним…

В книге «Российская Арктика» Н.Кузнецов пишет, что возвращение имени А.В.Колчака, в историю географических исследований, произошло в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Оно началось с публикации работ С.В. Дрокова, Ю.В. Чайковского, В.В. Синюкова и других исследователей. Затем  стало возможным говорить  об увековечении памяти А.В. Колчака в Арктике. Летом – осенью 2003 года путешественник, писатель, историк флота А.А. Першин – научный сотрудник Института океанологии имени П.П. Ширшова Российской Академии наук впервые провел  историко – мемориальную экспедиция «Беннета – 2003». В городе Иваново изготовили и освятили  памятный православный крест в честь участников спасательной экспедиции, возглавлявшейся А.В. Колчаком в 1903 г.

Крест доставили в арктический порт Тикси. Оттуда 31августа  2003 года экспедиция (руководитель О.Волынкин) вышла  на специальных судах и 13 августа достигла острова Беннета. Здесь, на мысе Преображения установлен и освящен памятный крест и мемориальная доска в честь А.В.Колчака и его спутников. Географические координаты: N 76° 39' Е 149° 13'.  

ak4
Остров Беннета. Фото из архива Никиты Кузнецова.

ak5

Памятный знак. Фото из архива Никиты Кузнецова.

ak2

Православный крест.  Фото из архива Никиты Кузнецова.

Активно участвует в работах по увековечению памяти А.В. Колчака и других исследователей высоких широт России Морская арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, что создана в 1986 г. Основная цель работы экспедиции это сохранение историко-культурной и природной среды Арктики. МАКЭ – единственная в мире экспедиция, созданная и возглавляемая доктором исторических наук, профессором, почетным полярником П.В. Боярским, который также является создателем и руководителем Фонда полярных исследований. Ей установлено, к примеру, 12 памятных знаков (из них 2 – совместно с МЧС),  посвященных героям Арктики. 1 сентября 2009 г. в рамках работ МАКЭ установлен памятный знак в честь А.В. Колчака на острове его имени. Инициаторами и авторами создания памятного знака выступили  Н. А. Кузнецов – научный сотрудник МАКЭ, старший научный сотрудник Дома Русского Зарубежья имени А.И. Солженицына и А. А. Першин. Доска и барельеф изготовлены на средства Международного независимого эколого-политологического университета (г. Москва), ректор – С.С. Степанов. Автор барельефа – московский скульптор А. В. Клыков, его отец автор памятника А.В. Колчаку в Иркутске. Памятный знак установлен в точке с координатами 76°06′ с. ш. 97°21′ в. д. на мысе Случевского – самой северной точке острова Колчака.

Таким образом, Александр Васильевич Колчак внес свой  вклад в формирование и создание первых глав Арктического проекта России в области её  транспортного, индустриального развития. К сожалению лишь малая часть глав проекта реализована при  короткой жизни адмирала, другие главы обустройства Арктики, к которым он был причастен,  реализованы и реализуются в других условиях.

Юрий МОРОЗОВ.

Использованная литература:

Адмирал Колчак: протоколы допроса (Протоколы заседаний Чрезвычайной следственно комиссии 21 января -6 февраля 1920г.) . СПб, 2014г.
Гаврилова Светлана. Адмирал, полярник, журналист и другие.- Полярный круг, №18//02 мая 2013г.
Гинс Г.К. Сибирь, союзники и Колчак. – М., 2013г.
Заседание Совета Министров Правительства Колчака. httpwww.statearchive.ruassetsfilesKolchakkolchak.pdf
Колчак В.И, Колчак А.В. Избранные труды. СПб, 2001г.
Краснов В.Г. Колчак. И жизнь, и смерть за Россию: в 2 кн. М., 2000г.
Кузнецов Н.А. Русские полярные экспедиции конца XIX начала XX века. – Российская Арктика начала XX века: автор-составитель Ю.А.Морозов, СПб, 2012г.
Мельгунов С.П.Трагедия адмирала Колчака: В 2 книгах.- М., 2005г.
Синюков В.В. Александр Васильевич Колчак как исследователь Арктики .-М., 2000г..
Цветков В. Экономическое чудо по Колчаку. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?arti
Чайковский Ю.В. Возвращение лейтенанта Колчака. К 100-летию русской полярной экспедиции (1900–1903) ihst.ru›projects/sohist/papers/ch02vr.htm