12-2-16528

В Карском море в зоне Ямало-Ненецкого округа есть остров Вилькицкого, назван он в 1901 году, в честь полковника Корпуса гидрографов, Андрея Ипполитовича Вилькицкого.

Он в истории исследования Российской Арктики стал одной из выдающихся и знаковых фигур, как виднейший идеолог и практик освоения Северного Морского пути.  В 1912 году в серии «Труды общества изучения Сибири и улучшения ее быта» издана его работа  «Северный морской путь». В ней подведены итоги и осмыслены  результаты экспедиций рубежа веков по исследованию Северного морского пути в экономических интересах России. А пролив Вилькицкого в районе Таймыра назван так в честь его сына адмирала Бориса Вилькицкого.

Однако полной биографии нашего Арктического героя Андрея Вилькицкого пока нет -  имеется лишь емкая статья, о его жизни в «Истории гидрографической службы Российского флота», которую мы и используем.

av

Андрей Ипполитович Вилькицкий. Фото с интернет сайта.

Родился Андрей Ипполитович Вилькицкий в 1858 году в Борисовском уезде Минской губернии в дворянской семье. Получив образование начал службу юнкером на Балтийском флоте, в 1877 году произведен в гардемарины. А спустя три года окончил гидрографическое отделение Николаевской морской академии по первому разряду.

В начале службы Андрей Вилькицкий выполнял  гидрографические исследования на Балтийском море, изучал в Пулковской обсерватории практическую астрономию и высшую геодезию, вел занятия в Морской академии. Русское географическое общество поручило ему провести гравиметрические наблюдения на Новой Земле. По результатам таких работ, выполненных в разных точках планеты, ученые уточняют истинную форму земли, что необходимо при составлении карт. Новоземельские наблюдения А.И.Вилькицкого удостоены  двух золотых медалей Русского географического общества.

Но главным делом жизни Вилькицкого, стало изучение гидрографии Северного ледовитого океана и создание Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.

Вторая половина XIX века в России ознаменовалась активным ростом экономики, изучением рынков сбыта продукции и подлинным всплеском интереса к Арктическим просторам, к Ледовитому океану, в который упираются берега нашей огромной северной страны.

В начале девяностых годов девятнадцатого века Андрей Вилькицкий получает звание подполковника Корпуса флотских штурманов. И уже 1894 – 1896 годах он возглавляет гидрографическую экспедицию по изучению устьев Оби, Енисея и акватории Карского моря, командуя отрядом экспедиционных судов. За три года гидрографы Вилькицкого  обследовали Енисейский и Обский заливы и значительную часть реки Енисей, открыли остров Вилькицкого и бухту Находка у берега Ямала. Сотрудники экспедиции внесли огромный вклад в изучение западной части побережья Северного ледовитого океана, создав карты морской зоны от Ямала до Енисейского залива; также были составлены карты дельты Оби и Енисея. Экспедиция уточнила береговую линию материка в Баренцевом и Карском морях, наличие и местоположение паковых льдов. Кроме того гидрографы  нанесли на карты сотни ориентиров, навигационных опасностей и выставили десятки навигационных знаков. Эти работы повысили качество и безопасность судовождения на Карском участке морских коммуникаций страны. Кстати многие карты и навигационные опасности смогла уточнить спустя много лет только космическая картография, столь высоким было качество работ экспедиции Андрея Вилькицкого! В 1897 году за безупречную службу  он произведен в полковники Корпуса флотских штурманов.                           

Все годы Вилькицкий вместе с другими полярниками добивается стабильного изучения Ледовитого океана, усматривая в этом перспективы России. И с 1898 по 1901 годы  он возглавлял Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана. В ее задачу входило исследование Арктической зоны Европейской России. Под руководством Вилькицкого  составлены карты районов, а затем установлены регулярные рейсы пароходов из Архангельска на Печору и в Югорский Шар.

Затем он назначен помощником начальника Главного гидрографического управления, с этого назначения начинается новая эпоха в действиях идеолога комплексного изучения Северного морского пути.  

В 1905 году Вилькицкий  принял участие в экспедиции Министерства путей сообщения по Северному морскому пути. Экспедиция привела на Енисей приобретенные в Германии  пароходы «Енисейск», «Минусинск», «Красноярск», «Туруханск», «Лена», «Ангара» и девять металлических лихтеров. Также в экспедицию входило гидрографическое судно и транспорты «Свеаборг», «Габсель» и английский пароход «Роддам», все они шли с  железнодорожными грузами.

Многие из работ по Арктике остановила Японская война, но она же и простимулировала изучение Северного морского пути. Гибель Русского флота, который шел через три океана к своей гибели в Цусимском сражении, заставила власти Империи обратить внимание на северный морской путь. В июне 1906 года Морской министр Бирилев, по настоянию моряков, ученых, полярников,  образовал комиссию по изучению возможности транспортного судоходства Северным путем. Возглавил Комиссию Вилькицкий, а в  состав вошли лейтенант Колчак, полковник Шокальский, кораблестроитель академик Крылов и ряд других чинов Империи. На имя министра подали докладную записку о важности освоения Северного морского пути, с расчетом стоимости  экспедиции Ледовитого океана. Несколько лет шла активная работа в Морском штабе и Совете Министров Империи, по убеждению чиновников в необходимости изучения трассы для вовлечения ее народохозяйственный оборот.

В 1907 году  Вилькицкий возглавил Главное гидрографическое управление и начал формирование  планов развития русской гидрографии в целом и полярной  в частности.  Главное гидрографическое управление Морского ведомства также начало подготовку Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Затем Совет Министров Империи, проявив внимание к работе специальной комиссии, на своем заседании 7 апреля 1908 года принял специальное постановление, в котором подчеркнул необходимость связать устья Лены и Колымы с остальными частями Отечества нашего. По итогам работ Специальной комиссии, постановления Совета Министров Империи, которое поддержала Государственная дума, а депутаты-сибиряки настаивали на создании транспортного национального коридора в Арктике, принято решение о строительстве судов нового типа для проведения высокоширотной экспедиции.

В 1909 года два стальных ледокольных парохода большого радиуса действия: «Таймыр» и «Вайгач» вошли в строй русского военно-морского флота. Они были хорошо оборудованы для проведения широкого комплекса научно-исследовательских и гидрографических работ.  Тогда было принято окончательное решение  о выходе Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана  (ГЭСЛО) на ледокольных судах «Вайгач» и «Таймыр».

27 октября 1909 года суда Гидрографической экспедиции  «Вайгач» и «Таймыр» вышли из Петербурга во Владивосток. Экспедиции ГОЭСЛО на ледокольных пароходах «Вайгач» и «Таймыр» предстояло выполнить съемку всего побережья Российской Арктики и островов Северного Ледовитого океана, выявить возможности мореплавания по Северному морскому пути, что и было сделано. Экспедиция, своим рейдом во льдах Арктики доказала возможность круглогодичного транспортного движения по СМП и она же  завершила эпоху великих географических открытий. И что-то подсказывает мне, что командир экспедиции Борис Вилькицкий, уже в двадцатых, будучи до полного изгнания из России, участником  Карских товарообменных экспедиций, дорогу которым через льды проложил его отец, бывал и на рейде Обдорска, и в самом Обдорске!

А главную скрипку в формировании и  организации Великой Гидрографической экспедиции Северного ледовитого океана сыграл Андрей Ипполитович Вилькицкий.

Помимо этого он вел и другую работу так в 1910 году составлен многолетний системный план гидрографических работ по  обслуживанию морей империи, как в отношении военного, так и торгового судоходства. По инициативе  А.И. Вилькицкого образован специальный Корпус гидрографов, учреждена мастерская мореходных инструментов и многие другие. В 1907 г. А.И. Вилькицкий из¬бран членом конференции Морской академии, в 1909 г. он стал генерал-лейтенантом Корпуса флотских штурманов.

В 1913 году А.И Вилькицкий  произведен в полные генералы Корпуса гидрографов и уволен от службы по болезни. Умер Андрей Ипполитович Вилькицкий 26 февраля 1913 г. в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище, где спустя 83 года захоронен прах его сына начальника Гидрографической экспедиции Бориса Андреевича Вилькицкого.

Имя Андрея Ипполитовича  Вилькицкого осталось на карте Арктики. Его имя носят залив, ледник, два мыса на Новой Земле, остров у полуострова Ямал, остров в архипелаге Норденшельда в Карском море, в архипелаге Новосибирских островов.

А Сибирь и Дальний Восток России стараниями генерала Вилькицкого его соратников и  последователей получили морской выход через СМП в Центральную Россию, Юго-Восточную Азию и Европу.

Юрий МОРОЗОВ.