Перспективы освоения высоких широт России увязывают в единое целое, объединяя, таким образом, как защиту нашей Арктики, так и решение стратегических задач индустриального, транспортного, социального и иных направлений её освоения.

310715 osvoenie

Не секрет, что дальнейшее развитие страны будет связано с использованием ресурсов высоких широт и в первую очередь минерально-сырьевых. Общая стоимость ресурсов оценивается примерно в тридцать триллионов долларов США, что занижено, так как не учтена земля как ресурс. В нашей Арктике сосредоточены залежи редкоземельных металлов, меди, алмазов, золота, серебра, и колоссальные запасы углеводородов, которые уже начинают изучать и осваивать.
Огромную роль в индустриальном балансе страны будут играть заводы по производству сжиженного газа, их строят на Ямале, на Сахалине.
Естественно, в высоких широтах придется наращивать и оборонный потенциал для защиты транспортных морских и сухопутных коммуникаций, населения, а также индустриального комплекса, часть которого действует, другую планируют и строят на перспективу.
Сергей Шойгу – министр обороны РФ недавно сообщил, что одним из приоритетов развития Вооруженных сил РФ в ближайшее время останется создание инфраструктуры в Арктике. По его словам, её ресурсы сконцентрируют на таких основных направлениях развития вооружённых сил, как создание военной инфраструктуры в Арктике, совершенствование аэродромной сети, внедрение передовых технологий, связанных с материально-техническим обеспечением войск.

Более детально и эту тему, и остальные обсудили на заседании Государственной комиссии по развитию Арктики под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. На заседании рассмотрели господдержку развития транспорта, реализацию крупных инфраструктурных проектов, развитие бизнеса и туризма в Арктике.
Помимо докладов профильных Министерств, президиум Комиссии изучил предложения от субъектов РФ, о реализации региональных проектов. Дмитрий Рогозин отметил взаимодействие Госкомиссии с Советом Федерации, в рамках которого готовят законопроект «Об Арктической зоне РФ».
Минэкономразвития представило материалы о выполнении стратегии развития Арктической зоны до 2020 года, и предложения по государственной поддержке и экономическому стимулированию предпринимателей в Арктике. Недавно на совещании в Правительстве ЯНАО, приняты меры поддержки бизнеса и товаропроизводителей.
Представители Министерства транспорта и Министерства труда рассказали об организации транспортной системы в регионе и обеспечению регионов и предприятий арктической зоны трудовыми ресурсами.
В ходе обсуждения развития эффективной транспортной системы обслуживания Арктики члены госкомиссии отметили необходимость продолжить работу по обеспечению транспортной доступности макрорегиона, увязав в одну систему все виды транспортного сообщения - морского, речного, железнодорожного, авиационного, автомобильного. Серьезную роль в развитии сухопутных транспортных коммуникаций в зоне высоких широт сыграет строительство железной дороги Салехард - Игарка, трассы от станции Полуночная до станции Обская, шоссейной дороги Надым-Салехард. А также модернизация и строительство речных портов на Оби и Енисее, для увеличения грузопотока по трассе СМП.
Комиссия уделила внимание перспективам освоения месторождений полезных ископаемых и строительству в высоких широтах городов и поселков для населения. В результате работы Госкомиссии ведомства представят комплексную модель развития арктической индустриальной и транспортной систем.
По итогам совещания принято решение о формировании информационного банка перспективных инвестиционных проектов, обладающих мультипликативным эффектом, и об обеспечении мониторинга их реализации.

Но особую роль в индустриальном освоении высоких широт будут играть морские коммуникации. И не случайно в день ВМФ страны Президент РФ Владимир Путин утвердил обновленную Морскую доктрину нашего государства, в которой закреплены шесть направлений – Атлантика, Арктика, Тихий и Индийский океаны, Каспий и Антарктида. Особый акцент сделан на атлантическое и арктическое направления, как особо важные. Для Ямала, особую роль играет Арктическое направление, коснувшись которого Владимир Путин отметил:
-Россия уже не первый год наращивает свое присутствие в Арктике. Это рост значения Северного морского пути. Арктика для нас – это свободный выход в Атлантический и Тихий океаны, не ограниченный ничем. И конечно, само богатство континентального шельфа, которое требует внимательного отношения к разработке.
Президента проинформировали о заседании Госкомиссии, на котором отметили, что серьезным шагом к обустройству Арктики остается полномасштабное развитие всей инфраструктуры Северного морского пути, обеспечение трассы ледокольным флотом нового поколения. Дмитрий Рогозин подчеркнул, что идет работа по строительству атомных ледоколов большой мощности это «Арктика», «Сибирь», «Урал». Сдачу кораблей планируют в 2017, 2019, 2020 годах.

Формирование стратегии в Государственной комиссии по освоению Арктики, утверждение Морской доктрины имеют самое непосредственное отношение к Ямало-Ненецкому автономному округу. Его территория полностью находится в Арктической зоне, а морская граница, что проходит в его водах Карского моря составляет около пяти тысяч километров из них 900 километров Государственная граница России.
В индустриальном развитии автономного округа большую роль сыграли и продолжают играть морские перевозки и речные, которые во многом связаны с деятельностью Северного морского пути. В регионе действовали крупные порты, ориентированные на трассу жизни Севера, это Лабытнангский порт, порты в Ямбурге, Салехарде, на севере полуострова Ямал. Через них шло освоение нефтегазовых строек Ямала. Одним из последних крупных морских событий на Ямале стал поход в 1995 году атомной подводной лодки Северного флота на Харасавэй. После «забытья» конца минувшего века начинают активизировать индустриально - морскую деятельность в зоне региона. Это обустройство порта Сабетта, группы месторождений на севере полуострова Ямал – это Южно-Тамбейское, Бованенковское, Харасавэйское и другие, геологоразведочные работы НК Роснефть в нашей зоне Карского моря, ряд других индустриальных и научных исследований на Новой Земле и острове Белый. Эти работы ведут к расширению транспортных магистралей в Арктике. Так уже действует аэропорт на Бованенково, завершено строительство аэропорта Сабетта. Росавиация выдала свидетельство о государственной регистрации и допуске к эксплуатации этого аэродрома, который открыт для выполнения международных полетов воздушных судов для организации международного авиасообщения. Идет реконструкция морских и речных портов в регионе, которые расширят связи индустриальной Сибири и Урала через арктические ворота Ямала. В целом же Ямал и Салехард, становятся многофункциональными портами для очередного индустриального пришествия в Арктику.

Юрий МОРОЗОВ.