Поедем мы друзья в Сибирские края

На днях в Минтранс России направлен ОАО «РЖД» пакет документов о стратегической значимости проекта «Строительство железнодорожного Северного широтного хода». Его намерены реализовать в Ямало-Ненецком автономном округе и создать железнодорожную инфраструктуру протяженностью более 700 км по маршруту станция Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. Кроме того в структуру проекта входят подлежащие достройке железнодорожные участки Надым – Пангоды, Пангоды – Новый Уренгой, Новый Уренгой – Коротчаево. Проект предполагает привлечение средств государства, в том числе, средств Фонда национального благосостояния.

hod

Еще в марте текущего года был утвержден паспорт инвестиционного проекта «Создание северного широтного хода». По мнению специалистов, реализация проекта приблизит Ямал к российским портам, а также к единой железнодорожной системе России. Собственно, этот проект реализация в XXI веке идеи создания трансконтинентального северного железнодорожного хода вблизи Полярного круга, строительство которого было начато в 1949 году и заброшено после в 1954 году смерти товарища Сталина. Тогда предполагалось завязать в один колоссальный транспортно-индустриальный узел проектируемый энергетический нефтегазовый комплекс Ямала, металлургические комплексы Таймыра и Среднего Урала. Цель Северного широтного хода, который стремятся реализовать сегодня, не менее амбициозна, он продолжает стратегию середины прошлого века и отвечает геополитическим интересам России.
В наше время Северный широтный ход должен соединить Северную и Свердловскую железные дороги, стать элементом единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры. Она обеспечит освоение природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири, российской арктической зоны и шельфа арктических морей. Это транспортное кольцо обеспечит сокращение протяженности маршрутов от месторождений в северных районах Сибири до портов Балтийского бассейна. Позволит выйти на Транссибирскую магистраль и железнодорожные пути БАМа, а следом на мировые транспортные коммуникации нового проекта «Шелковый Путь», который уже реализуют в Казахстане и Китае.
В настоящее время оценочная стоимость исполнения проекта составляет двести девяносто миллиардов рублей, в том числе среди них и созданные объекты незавершенного строительства на сумму более двадцати шести миллиардов рублей. С учетом ограниченных возможностей федерального бюджета, дефицит средств на реализацию этого проекта составляет примерно сто миллиардов рублей.
Минтранс России оценил возможный объем перевозок к началу эксплуатации почти в двадцать четыре миллиона тонн в год. Среди них грузы компаний «Новоуренгойский газохимический комплекс», «Новатэк», «Газпромтранс», «Роснефтегаз», «Геотрансгаз», «Роспан Интернешнл» и перенаправленные грузы РЖД, - сообщает информационно-аналитическое агентство «ПортНьюс».
Основные участники проекта - Минтранс России, ЯНАО, ОАО «Газпром», ОАО «Корпорация развития», ОАО «РЖД», ОАО «Ямальская железнодорожная компания», а также частные инвесторы, привлекаемые на основании государственно-частного партнерства.
Оценивая экономическое и стратегическое значение Северного широтного хода надо отметить, что его строительство и сдача в эксплуатацию позволят начать массированное создание на северо-западе Ямало-Ненецкого округа крупного экономического района.
Долгожданная железная дорога обеспечит строительство линии железнодорожной линии Бованенково – Сабетта, обеспечит месторождений Тамбейской зоны Ямала и даст выход на Северный морской путь от станции Северной и Свердловской дорог. Строительство дороги это и обеспечение транспортных потребностей Харасавэя, транспорт нефти с Новопортовского месторождения. Сегодня её везут через полуостров до станции Бованенково, что не эффективно с экономических позиций. Таким образом, логистика и экономика Северного широтного хода просчитаны, осталось его построить. Перейти от обсуждаемых много лет проектов к конкретным действиям государства.
Ведь Россия в перспективе до 2030 года планирует продолжить магистраль на восток по маршруту Коротчаево – месторождение Русское - Ермаково – Игарка, а это уже индустриальный Норильск и массированное освоение севера всея Сибири!

Юрий МОРОЗОВ.