В Кремлевском Дворце съездов, где 30-31 марта 1990 года впервые собрались делегаты I Съезда коренных народов Севера, прозвучали эти слова: «Мы, представители коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока, объявляем о создании Ассоциации малочисленных народов Севера. Ее цель – объединить наши силы в борьбе за выживание. Время иллюзий прошло, настало время серьезных раздумий и конкретных дел».

09022016 korenie

Этому предшествовал ряд событий. Дело в том, что в 1970–1980-е годы истинным положением северных народов интересовались разве что ученые: социологи, демографы, этнографы, экологи, которые после своих экспедиций составляли докладные записки в Отдел по развитию экономики и культуры народностей Севера и Арктики Совета Министров РСФСР: таков был порядок. Они писа- ли о том, что оленеводство приходит в упадок, что большинство совхозов Арктики – безнадежные должники, что блюда традиционной северной кухни в школах-интернатах по санитарно-гигиеническим соображениям заменяются консервами. Потребление рыбы на душу населения сократилось наполовину, охота и рыболовство для личных нужд строго ограничены: многие народы Севера пре- вратились в браконьеров на своих традиционных охотничьих угодьях. Записки ученых аккуратно оседали в чиновничьих папках. В 1988 году группа писателей из числа народов Севера – Владимир Санги, Юван Шесталов, Василий Ледков, Роман Ругин, Еремей Айпин, Владимир Коянто, Галина Варламова – обратились к Михаилу Горбачеву с письмом, в котором описали бедственное положение коренных народов Севера нашей страны. В январе 1989 года вопрос вынесли на обсуждение в Секретариат ЦК КПСС. После этого тревогу забила и центральная пресса: появились статьи об истинном масштабе трагедии северных народов. В 1988 году нивхский писатель Владимир Санги предложил проект программы Ассоциации народов Севера. Эта идея нашла отражение в Платформе ЦК КПСС по национальной политике: роль руководящей и направляющей тогда еще никто не отменил. И все закрутилось. Для проведения съезда был образован Оргкомитет, в который вошли представители коренного населения Севера: ученые, писатели, депутаты, общественники. Среди них – Ч.М. Таксами (нивх), В.М. Санги (нивх), Е.Д. Айпин (ханты), Е.А. Гаер (нанайка), В.М. Етылен (чукча), В.В. Косыгин (коряк), А.И. Выучейский (ненец), М.И. Монго (эвенк), С.Я. Пальчин (ненец), Р.П. Ругин (ханты), Ю.С. Рытхэу (чукча), Ю.Н. Шесталов (манси), Т.С. Гоголева (манси), С.Н. Харючи (ненец)... Оргкомитет разослал всем народам Севера обращение с предложением принять самое активное участие в подготовке съезда: «Будущее нашей родной земли, наших рек, лесов, оленьих пастбищ – в наших собственных руках, и нам надо сообща подумать о том, как улучшить нашу жизнь, выработать единую концепцию раз- вития северных районов и всех населяющих их коренных народов. Необходимо, чтобы житель каждого селения и стойбища, каждой оленеводческой и рыболовецкой бригады, каждого совхоза и колхоза, национального производственного кооператива, каждый, кому небезразлична судьба своей Родины, высказал свое мнение о путях возрождения своего народа, о восстановлении традиционного природопользования и защите природной среды, восстановлении традиционных мест расселения коренных народов». И северяне откликнулись. На I Съезд народов Севера региональные ассоциации избрали 341 депутата (ненцы – 54 человека, эвенки – 47, ханты – 28, чукчи – 23, эвены – 16, долганы – 14, нивхи, коряки и ительмены – по 13, юкагиры и нанайцы – по 11, удэгейцы – 8, селькупы и саамы – по 7, кеты – 6, манси – 5, тофалары, ульчи, орочи, негидальцы, эскимосы, нганасаны и алеуты – по 4, чуванцы – 3, ороки и энцы – по 1 человеку). В работе Съезда принял участие президент СССР М.С. Горбачев. «Считаю, что этот форум является событием большой важности – и для северян, и для нашего многонационального Отечества в целом», – отметил он в своем приветствии. Глава государства назвал законным «стремление коренных народов Севера стать подлинными хозяевами своей земли, своей судьбы». И добавил: «Наше многонациональное сообщество все больше осознает, что способность жить в гармоничном единстве с природой, веками выработанное умение беречь ее богатства – это общечеловеческая ценность». Основной вопрос, поставленный в докладе председателя Оргкомитета съезда, ученого-североведа Ч.М. Таксами, звучал так: «Быть ли народам Севера или навсегда исчезнуть с лица Земли?». В Декларации съезда, в частности, отмечалось: «Нас не может не волновать, что только семь из двадцати шести народов региона имеют национальные автономии. Отсутствие государственных, экономических и правовых структур у алеутов, долган, ительменов, кетов, нанайцев, нганасан, негидальцев, нивхов, ороков, орочей, саамов, селькупов, тофоларов, удэгейцев, ульчей, чуванцев, эвенков, энцев, эскимосов, юкагиров осложняет процессы консолидации, возрождения национального самосознания. Именно поэтому съезд считает, что наряду с воссозданием национальных районов и сельских Советов необходимо вернуться к таким формам самоуправления, как родовые и племенные советы, советы старейшин. Смертельная рана нанесена природе Севера, частью которой являемся мы сами. Выступая за кардинальный пересмотр с нашим участием принципов промышленного освоения территорий, мы требуем юридического приоритета традиционного природопользования. Любой широкомас- штабный проект, связанный с использованием природных ресурсов, обязан проходить экспертизу региональных ассоциаций малочисленных народов, объединивших в своих рядах истинных хозя- ев земли. Исключительное право распоряжаться тундрой, тайгой, реками и озерами, вплоть до создания заповедных территорий проживания, деятельности коренных народов, надо передать на- циональным сельским Советам народных депутатов. Это будет первый реальный шаг к спасению природы, а значит, и самих народов. Нас беспокоит и то, что дети и внуки наши – полпреды уникальной цивилизации северян в грядущем тысячелетии – вступают в жизнь не готовыми к исполнению этой миссии. Укрупнение школ, повсеместное насаждение интернатской системы воспитания иссушили родник самобытности, подорвали преемственность поколений. Из рук вон плохо ведется обучение специалистов народного хозяйства из числа коренных национальностей. Съезд считает необходимым воссоздание Университета (Академии) народов Севера в Ленинграде. Мы с горечью констатируем, что, несмотря на многолетние призывы к действиям, состояние здоровья коренных северян остается критическим. Туберкулез, детская смертность в регионе почти вдвое выше республиканского уровня. Без радикального улучшения работы здравоохранительных органов, ответственность за которое должно взять на себя государство, физическое вымирание народов Севера будет продолжаться. Признавая право всех людей отличаться друг от друга, съезд ждет от правительства и гарантий духовного возрождения. Особое внимание должно быть уделено развитию на деле, а не на словах, национальных культур, литературы, родных языков, обычаев, традиций и праздников. Считаем возможным открытие при нашей ассоциации секций патриотов и старожилов Севера, искренне желающих содействовать нашему прогрессу. Борьба за свои права немыслима без широкой консолидации с коренными народами всех приарктических стран. Мы протягиваем им руку дружбы, надеясь на взаимопонимание и взаимосвязь. Съезд выступает за незамедлительную ратификацию Верховным Советом СССР Конвенции о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах, принятой Международной организацией труда в июне 1989 года, и соблюдение ее принципов в отношении коренного населения Советского Севера. Мы призываем всех современников пробудиться от летаргического сна, воспрянуть духом, активно включиться в перестройку своей жизни. Только собственными силами и умом, укрепленными верностью национальным обычаям и социалистическим идеалам, возможно спасти наше будущее». Редколлегия журнала «Живая Арктика»: «Сегодня, когда прошло 25 лет с того съезда, хорошо видно, что удалось северянам, что оказалась им не по силам. Какими смелыми, бескомпромиссными в отстаивании интересов своего народа были их лидеры, будто бы и не видели преград. Как хлестко формулировали проблемы, как ходили по чиновничьим кабинетам, в очередной раз доказывая пагубность расточительного отношения к природным ресурсам. Как искали опору среди сородичей, вовлекая в круг своих забот и тревог неравнодушных людей. И как на вопрос «Быть или исчезнуть?» отвечали: «Быть». Образованная в марте 1990 года на I Съезде народов Севера Ассоциация народов Севера СССР объединила 26 народов. 24 ноября 1993 года она была зарегистрирована как общественно-политическое движение «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». В июле 1999 года Ассоциация прошла перерегистрацию в Министерстве юстиции РФ как общероссийская общественная организация Сегодня Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ объединяет 40 народов, численность которых составляет около 258 тысяч человек. Для защиты их прав и интересов созданы 34 региональных и этнических объединения».