В центре Салехарда работает Окружной центр национальных культур, который давно знают в округе и за его пределами. История ОЦНК – история создания и развития культуры населения края, поэтому остановимся на первых шагах коллектива и самого здания. Его история началась 90 лет назад еще в Обдорске, вскоре после Гражданской войны и кулацких мятежей.

14752

 

В 1923 году по решению советских и партийных органов власти Уральской области образован Обдорский районный исполнительный комитет. В его «руках» вся система государственной власти на территории современного Ямало-Ненецкого автономного округа. Всё население жило тогда в стойбищах, в редких посёлках, и крупном селе Обдорск. В тундре процветали неграмотность, «варварство и дикость», как писали современники. После революции власти большевиков требовалось решить колоссальной важности задачу – создать и сформировать новые социально-экономические отношения в среде коренного населения и обеспечить ему для начала хотя бы минимальный культурно-образовательный ценз, а затем идти далее.

151015 taishin

Поэтому решением Президиума Обдорского РИКа от 20 августа 1925 года в Обдорске образован Дом национальных меньшинств, что стало культурным стартом в развитии регион. Вскоре решением ВЦИК образован Обдорский ветеринарно-бактериологический институт, ветеринарный участок, преобразованы действующие школы. Процесс пошёл! На первых порах коллектив «Дома» находился в здании Обдорского музея по современной улице Свердлова, где вместе с музейными экспозициями и работниками располагалась кутузка - арестное отделение. Места всем не хватало и в феврале 1926 года коллектив перевели в бывшую инородческую управу (Республики, дом 5).

151015 yprava

Однако наивно полагать, что в «очаге культуры» сразу начались песни и пляски. Оно выполняло довольно прозаические культурные задачи времени. В Обдорск постоянно приезжали по самым различным причинам советские работники из тундры, оленеводы, рыбаки, охотники, а остановиться было негде. Поэтому при организации «Дома» учли, что каждая организация тратит значительные суммы на угощение инородцев в период пушнозаготовительной кампании, которые необходимо сократить. Поэтому Обдорский РИК, выдвинув вопрос о создании дома «нацмен», потребовал создать в нём общежитие, объединенную столовую, образовать культурно-просветительскую ячейку, «которая поведет работу среди инородцев ещё мало обслуживаемых в этом отношении». Обдорский РИК предложил обеспечить Дом нацмена кинопередвижкой, радиоустановкой, стульями, шкафами, постельным бельем и кроватями для туземцев, продовольствием для командировочных и фуражём для скота. Требовал он также обеспечить дежурство персонала, чтобы прибывавшие туземцы могли «получить необходимый уют, пищу и корм для скота». Всё это также представляло первую культурную работу с коренным населением. Затем в 1930 Дом национальных меньшинств переименован в Дом туземца, его администрации вменялось в обязанности для «туземного населения» организовывать должным образом дежурство, чтобы приезжающие круглые сутки могли получать уют, питание, корм для оленей, собак, лошадей, а также ведение активной культурно-просветительской деятельности среди «инородцев».
В 1931 году директором Дома нацмена назначена Марфа Сенькина, вдова Тихона Сенькина, который устанавливал в Обдорске советскую власть и был убит в 1921 году. Марфа воспитала его сыновей от первого брака, поскольку его жена умерла в 1919 от чахотки. Сенькиной принадлежит первый отчет о работе Дома нацмена. На его основании приняты решения властных органов по совершенствованию культурно-бытовой работы с коренным населением, прибывающим в Обдорск.
В начале 1931 года Обдорский РИК упразднён в связи с образованием Ямальского округа, первый съезд Советов которого прошёл в здании Дома туземца в феврале 1932 года. А в Окрисполкоме образован отдел культуры. Вскоре после съезда Дом туземца переименован в Ямальский окружной Дом национальных меньшинств «для придания единого названия, отражающего национальную политику советского государства» так как учреждение обслуживало население всего округа. Власть тогда требует расширить массово-разъяснительную работу среди туземцев, готовить население к путине и касланиям через Дом туземца, наладить в нём питание для приезжих аборигенов и работу бытовой секции, обеспечить им справочно-юридические консультации. Среди требований - организовать медицинское обслуживание и ветеринарное для собак и оленей и иные обязанности.
С этого времени хозяйственная, национальная, политическая и культурно-просветительская работа получают большой размах, но здание Туземной управы не отвечает требованиям времени. В начале 1933 года президиум Ямальского окружного исполкома принимает постановление: «...в целях обеспечения временно приезжающих в Обдорск колхозников и трудящихся-единоличников квартирой и постоянного ведения среди приезжающих трудящихся систематической массово-воспитательной работы приступить к строительству и оборудованию Окружного дома ненца на сто коек. Стоимость определить в сумме 130 тысяч рублей, из них 110 - на строительство, 20 тысяч - на приобретение оборудования». Сооружение Окружного дома стало всеобщей городской ударной общественной стройкой. Его построили и в начале 1934 года Дом ненца обосновался там, прямо напротив храма Петра и Павла. В настоящее время на этом месте построено здание ЗАГСа. В новом здании оборудовали помещения для собак, оленей, лошадей, продуктов и ценных вещей для приезжающих националов. Со времени сдачи в эксплуатацию нового здания Дома туземца или Дома ненца в нём и началась массовая профессиональная культурно-просветительская работа, которая охватывала и Салехард, и районы округа. Были созданы кружки и студии разного жанра - от ликбеза до драматического, хорового, танцевального, художественного чтения, другие. В 1950 году осужденные строительства №501 кардинально реконструировали здание в стиле «Сталинский классицизм». Вероятно, занят этим был один из осужденных Александр Дейнека, который из сарая 1930 годов создал произведение архитектуры.

151015 odkns

Лозунг Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) «Культура в массы!» стали активно реализовывать на практике. В тридцатые годы воплощать его в жизнь на ямальский север едут энтузиасты и комсомольцы. Их вклад в формирование культуры региона и культуры коренных народов колоссален, как и вклад медицинских работников, учителей.
В 1934 году ЦК ВЛКСМ объявляет набор комсомольцев на работу в Арктику. На дальний север собирается бригада из ста человек. Двенадцать добровольцев, среди которых и Борис Манн, едут в Салехард. Этот профессиональный музыкант создал духовой оркестр, исполнявший для тундровиков отечественную и зарубежную классику, авторские произведения. В 1939-1941 годы Борис Манн работал директором Дома ненца. После войны им руководили Вилль Мария, при ней образованы национальный коми-хор из 53 человек, ненецкий драматический кружок и хор народной песни. Михаил Асташев после войны возглавлял Театр русской драмы, и при нем Дом ненца в 1949 году переименован в Дом культуры народов Севера. Николай Бронников был директором Дома ненца с 1949 года. Это один из создателей драматического театра в Салехарде, имевшего в городе большую славу. Историю любительского театра начала мать Николая Августа Бронникова в 1907 году. Развивали театральное и музыкально-песенное искусство в Доме ненца ссыльные, и до войны и после.

151015 orkestr

151013 0004

151013 0008

151013 0009

Огромен вклад в развитие театрального искусства Салехарда труппы Омского драматического театра. Она приехала в город на гастроли в 1941 году, но началась война и по распоряжению Омского обкома партии её оставили до 1947 года, режиссером театра работал В.А. Фёдоров-Райский. На её основе в 1942 году создали драматический коллектив. Его прежние участники были на фронте. В 1942 вернулся лишь израненный Николай Бронников.
Все трудные и сложные тридцатые — сороковые годы в Доме ненца работали различные студии – хореографическая, театра кукол и теней, художественной самодеятельности, хоровой, струнных и духовых инструментов, театральные. Была и студия эстрадной музыки, драматические кружки для взрослых и детей. А на основе кружка фортепьянной музыки в 1956 году открылась музыкальная школа. Салехардский городской сад, где играл духовой оркестр, в 1952 году передали на баланс ОДКСНС и город получил летнюю площадку для танцев, театральных миниатюр. Здесь работали волейбольная и теннисная секции. В ОДКНС в конце сороковых работал административно-творческий совет, в его составе — кандидат наук Мария Полянская, работавшая в Салехарде с начала тридцатых в ветеринарной службе, писатель Иван Истомин, Ульяна Немчинова, Зоя Бисарева и другие известные люди региона.
Коллектив энтузиастов – просветителей первопроходцев совершил свой гражданский подвиг, начав культурную революцию в заполярной тундре.
После войны, к середине пятидесятых годов, проведен первый этап культурной революции, в значительной степени ликвидированы нищета и безграмотность коренного населения, созданы первые кадры национальных работников умственного и творческого труда. Тогда настал новый этап работы Окружного дома культуры народов Севера, где с 1944 года работало и училище культуры и искусств. Со второй половины пятидесятых сохранение и развитие национального творчества малочисленных народов Севера стало одним из насущных вопросов движения культуры в округе. Окружной комитет КПСС предложил усилить творческую работу Дома культуры народов Севера. Партия потребовала у прибывающих в Салехард специалистов культурно-массовой работы активизировать пропаганду национальной тематики народов Севера, их творчества, развивать литературно-художественные студии и студии по театральному и изобразительному искусству, создавать танцевальные и музыкальные ансамбли, ансамбли национальной песни.
В то время в литературу и культуру приходят Леонид Лапцуй, Роман Ругин, Иван Юганпелик, Геннадий Пуйко, Прокопий Салтыков и другие представители коренных народов. Они тесно сотрудничают с Окружным домом культуры народов Севера. Творческое и культурно-просветительское движение получает мощный импульс развития.

3536

4717

Этот импульс после трудного периода девяностых годов творчески продолжен в наше время, но это тема иного рассказа.

Юрий МОРОЗОВ с использованием фондов ГА ЯНАО

Ф.358. Оп.1, д.18; Ф.358.Оп.1, д.5; Ф.358. Оп.1, д. 19; Ф.44, Оп.1, д.118. Ф.44.Оп.1, д.150. Ф.44. Оп.1, д.113; Ф.3.Оп.1.д. 57