den mns18

В поселке Горнокнязевск, что на берегу Оби, публика оживленно отметала 9 августа Международный день коренных народов мира. Этот праздник утвержден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН декабре 1994 года. Тогда открыто первое в истории Десятилетие коренных народов мира, в чем приняли активное участие ненцы, ханты, селькупы – коренные народы севера нашего региона. Для них Крайний Север – Арктика – это большая и малая родина, это дом, где они живут веками. Именно поэтому впервые в мировой истории коренными их назвал граф М.М.Сперанский в 1822 году в «Уставе об управлении инородцами Сибири» по праву первоначального заселения.

Когда закончилось первое Десятилетие коренных народов мира по инициативе многих их представителей, в двадцать первом веке уже в 2004 году открыто второе Десятилетие коренных народов.

knyaz tayshin

gornokhyazevsk

У нас дома, к коренным малочисленным народам Ямало-Ненецкого округа относят ненцев, ханты и селькупов. Их предки, по оценкам ученых, появились на севере Западной Сибири в начале I-го тысячелетия нашей эры.

Ненцы - наиболее крупный этнос среди коренных малочисленных народов Севера. Для культуры и языка ненцев характерны монолитность, диалект имеют лесные ненцы. Ко времени присоединения Сибири к России они вели кочевой и полукочевой образ жизни и хозяйства, который сохранили до настоящего времени. История происхождения народадискуссионная. Одни исследователи полагают, что ненецкий этнос сформирован взаимодействием южно-сибирских пришельцев и местного, полулегендарного, населения-сихиртя (сииртя). Другие считают, что ненцы в виде дальних предков постоянно обитали на севере Западной Сибири. И археологические находки говорят, что население Ямала в прошлом имело приемы ведения хозяйства, которые присущи современному ненецкому населению.

nentcy

В округе выделяют две группы ненцев: сибирская тундровая и сибирская лесная; они относятся к самодийской ветви уральской языковой семьи. Сибирская лесная группа ненцев впервые упоминается в 1627 году в «Книге большого чертежу». Затем лесные ненцы «открыты» профессором А.Н.Якоби в 1894 году, при исследованиях реки Надым. Самоназвание лесных ненцев «неща» - человек, в этнографии они упоминаются и как «пян хасаво», в переводе с диалекта тундровых ненцев «лесные люди». Численность лесных ненцев около 2000 тысяч человек. Обитают они преимущественно в зоне Пуровского района.

Письменный ненецкий язык создан на базе большеземельского говора. Языковая графика с 1937 года строится на кириллице, с добавлением ряда букв и знаков, обозначающих гортанные ненецкие звуки. Литература региона на ненецком языке представлена произведениями И.Ф.Ного, И.Юганпелика, Л.В.Лапцуя, А.П.Неркаги и др. Грамматика и лексика диалекта лесных ненцев описаны Г.Д.Вербовым на основе латиницы в 1936г. Первый словарь лесного диалекта издан в 1956 г., затем вышел словарь в 1978г. В 2000 году М.С.Приходько издан первый картинный словарь нещанского (диалект лесных ненцев) языка, содержащий азбуку и около 3000 наиболее употребительных слов.

Основой традиционного хозяйства ненцев, является оленеводство, которое в виде крупно табунного сформировалось к XVIII веку. К этому времени сформировались маршруты кочевий ненцев с оленьими стадами от границы лесов до побережья Карского моря. Протяженность маршрутов кочевий составляет до 2000 километров. Существуют у ненцев другие виды хозяйственной деятельности: охота на пушного и морского зверя, рыбалка, собирательство. Лесные ненцы имеют отличия в хозяйственной деятельности. Оленеводство у них играет меньшую роль, значимое место занимают лесная охота, рыболовство.

Традиционное жилище ненцев-чум, сборно-разборное конусообразное каркасное сооружение из шестов. Чум покрывают полотнищами (нюками) из выделанных и сшитых оленьих шкур зимой, летом-полотнищами из брезента. Лесные ненцы и ханты часто покрывают чум берестой. Одежда ненцев сохранила ряд южных черт: распашная женская шуба, продольный шов спереди на мужской малице. Женщины носят меховые шубы, шапки с длинной затылочной частью и т.д. Мужчины носят малицу, меховые чулки и сапоги, маличную рубаху и т.д. Жилье и традиционная одежда ненцев, приспособлены к климату Заполярья и длительным кочевьям. Обитают ненцы преимущественно в Ямальском, Тазовском, Надымском, Приуральском и Пуровском (лесные ненцы) районах округа.

Ханты: среди этого народа Тюменского региона выделяют три этнографические группы: южную, восточную и северную. Для последней, характерен охотничье-рыболовный уклад; оленеводство носит сопутствующий характер. По оценкам этнографов на территорию Нижнего Приобья ханты пришли из южных районов Сибири примерно в XIV-XV веках. Во время промысла жили в чумах, шалашах крытых берестой. В настоящее время в сельской зоне живут в деревянных домах, по типу близких русской избе. На промыслах обитают в традиционном жилище, приспособленном к полукочевому хозяйству.

stoybishe hanty

ovgortskaya krasavitsa

В регионе ханты расселены преимущественно в зоне Нижней Оби и её притоков, на южном побережье Обской губы; это муниципальные образования Шурышкарский и Приуральский район. Хантыйский язык относится к угро- финской языковой группе уральской языковой семьи. На территории округа он представлен Шурышкарским диалектом, его изучали, создавая письменность П.Е.Хатанзеев, И.Истомин. Литература северных ханты представлена произведениями Р.П.Ругина, П.Е.Салтыкова, М.И.Шульгина, З.В.Лонгортовой. Н.М.Талигиной. Основу традиционного хозяйственного комплекса составляют рыболовство, охотничий промысел.

Селькупы: народ самодийской группы уральской языковой семьи, наименее изученный среди народов Севера. Сведения о селькупах в дореволюционной литературе скудны. Фактически они открыты в 30-е годы ΧΧ века этнографами Г.Н. и Е.Д.Прокофьевыми. Селькупский язык обнаруживает сходство с тюркскими, самодийскими и угорскими языками. Основные диалекты: тазовско-туруханский, обско-нарымский, тымский, кетский. Селькупская письменность разработана Г.Н.Прокофьевым в 30-е годы, модернизирована С.И.Ириковым (г. Салехард) в 80-е годы прошлого века. Для ряда селькупских диалектов в 90-годы разработана своя письменность. Историей и бытом народа в советский период занимались Г.Н. и Е.Д.Прокофьевы, позднее Г.И.Пелих, И.Н.Гемуев, Е.А.Алексеенко, данные о селькупах есть в работах А.В.Головнева и ряда других этнографов.

molodoy selkup

По гипотезам ученых селькупы ранее жили в районе среднего течения Оби, занимаясь охотой, рыболовством, оленеводством. В ΧVII веке часть селькупов переселилась на реки Таз (в переводе с ненецкого языка «большая желтая река») и Турухан. Так образовались две группы селькупов: южная в Томской области и северная в Ямало-Ненецком округе. Их материальная и духовная культура близка культуре кетов и ненцев, что объясняется существованием народов в пределах территории со сходными условиями. По мере освоения края они приспособили экономический и бытовой уклад к суровой среде Севера, что проявилось в усилении роли оленеводства, важную роль в хозяйстве селькупов играют рыболовство, охота, собирательство. Ранее зимняя одежда изготавливалась из шкурок зверей, оленьих шкур, летняя-из крапивного полотна.

olenevod komy

Общая численность селькупов в Западной Сибири составляет около 4 тысяч человек. В Красноселькупском районе автономного округа живет около 1500 человек и около 200 в Пуровском районе. В настоящее время доминируют в хозяйстве селькупов рыболовство, охота, оленеводство, собирательство.

den mns

den mns2

Кроме того, земли Нижнего Приобья,осваивают,переселяясь из-за Урала, коми-зыряне, первые создатели товарного оленеводства. В исторических хрониках есть сведения, что еще новгородцы, а затем дружины Ермака отправляясь на север, брали в проводники коми-зырян. Постановления Правительства СССР и РСФСР, РФ не относят коми к коренным малочисленным народам Севера, но их быт и бытие в регионе тесно связаны с оленеводством, рыбодобычей и пушно-меховым промыслом. Культура диаспоры тесно переплелась с традиционной культурой коренных малочисленных народов региона, сохранив связи с основным этносом коми.

den mns3

den mns4

 

den mns5

haruchi

Ненцы, ханты и селькупы представители народов ямальского Севера, а также гости праздника собрались в природно-этнографическом комплексе, на что с высоты постамента взирал князь Иван Тайшин, чья резиденция в прошлом находилась в Горнокнязевске.

Из Салехарда в поселок шли машины, ехали гости и участники праздника, который в третий раз проходит в поселке, ранее он проходил в районе Ангальского мыса.

По сложившейся традиции праздник открыли официальные и полуофициальные лица. Они поздравили народы Севера Ямала, отметили их роль в социально-экономическом развитии края, вручили почетные грамоты и призы.

den mns6

den mns7

den mns8

den mns9

den mns10

den mns11

А затем начали сам праздник. На его площадках работали несколько мастер-классов по традиционному искусству народов Севера, по их ремеслам и старинным музыкальным инструментам. Так Валентин Вальгамов из Овгорта, воссоздал по архивным описаниям старинный музыкальный инструмент, в котором используют оленьи жилы, пропитанные осетровым клеем. Затем он исполнил на инструменте несколько мелодий. Старинные сказания исполнили ненцы Хабича Яунгад и Елена Сусой, она пропела старинную легенду о древнем народе сихиртя, что обитал на полуострове Ямал. Мастера из тайги и тундры показывали способы изготовления посуды из бересты, арканов из замши, сувениров из меха оленя и других материалов. Желающие приобретали традиционную утварь и национальные сувениры северян.

А за кустами тальника горел костер, на нем варилась традиционная уха, рядом же готовился межнациональный шашлык для всех. Столы были накрыты, посуда поставлена и гости вместе с участниками, причащались на свежем воздухе свежей ухой. Между тем на сцене комплекса шли соревнования по разделке рыбы среди женщин и выступали артисты из районов округа и Салехарда. Во второй половине дня публика и участники провели финальные выступления и завершили традиционный праздник коренных народов.

Юрий МОРОЗОВ. Фото автора.