farman

Многие исследователи веками выходили на изучение нашего дома – Российской Арктики, многие…

Только особая, исключительно важная роль в её изучении прямо и косвенно принадлежит морякам и гидрографам русского Военно-Морского Флота, что еще не оценено по достоинству. Во флоте и армии царского периода были сконцентрированы наиболее образованные и патриотически настроенные офицеры, обладавшие энергией и желанием служить на благо России! Армия и флот не страдали к тому же болтовней интеллигенции, которая чаще всего, за редким исключением, не знает чего и как жаждет. Даже не касаясь глубин веков, замечу по началу двадцатого века, все первые Арктические экспедиции шли, так или иначе, под Андреевским флагом! Экспедиция Толля, Колчака, Седова, Брусилова… Но роль военно-морское ведомство России в освоении Арктики еще не оценена по достоинству. Между тем даже в области полярной авиации России Военно-морскому флоту Империи принадлежит главенствующая роль! Военный флот России в 1913 – 1914 годах сделал первый вклад в создание русской полярной авиации.

Не станем вдаваться в её полную героизма и подвигов историю. Расскажем лишь об одном из истоков Полярной авиации. Подробно о ней рассказано историческом обзоре развития Андрея Болосова «Полярная авиация России. 1946-2014».

ekspeditsiya-borisa

А началась история Полярной авиации с того, что начальник Гидрографической экспедиции Северного ледовитого океана Борис Вилькицкий, анализируя деятельность в навигацию 1913 года,пришел к выводу, что работать можно с большим эффектом. Но необходимо, отмечал в документах моряк, чтобы капитаны ледоколов, выбирая маршрут могли оценить ледовую обстановку с высоты птичьего полета. Докладная Бориса Вилькицкого получила отклик в Корпусе гидрографов и Морском ведомстве, которые уже обсуждали эту идею. Вскоре после докладной Морское ведомство приобрело во Франции самолет «Фарман-XVI», который был доставлен во Владивосток, а затем погружен на ледокол «Таймыр».

Прошу читателей не путать современные машины и те, которые поднимали в воздух пилоты на заре минувшего века. Сегодня легкийбайк имеет мощность большую, чем первые фанерные самолеты, на которых летчики прокладывали дорогу в небеса!

Командиром самолета экспедиции Северного ледовитого океана и полярным летчиком России стал Дмитрий Николаевич Александров.

Он родился в 1877 году. На морскую службу поступил в 1897 году. В годы русско-японской войны служит помощником старшего инженер-механика, а в 1905 году получает воинское звание – штабс-капитан. После завершения боевых действий с успехом служит на Балтике – капитаном корпуса инженеров-механиков флота 1-го Балтийского экипажа. В марте 1910 года по повелению его императорского величества Дмитрий Александров в числе первых шести военных летчиков России отправлен во Францию для обучения искусству (!) летания на аппаратах тяжелее воздуха. Он окончил авиашколу Фармана и получил летный диплом и в том же году участвовал в маневрах с применением авиации под Санкт-Петербургом. А узнав о том,что всостав Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана включен аэроплан, Александров подал рапорт об участии в экспедиции качестве пилота и был зачислен в её штат.

Крылья Арктики
Арктические кры...

В июне 1914 года ледоколы экспедиции отправились искать проход в Европейскую часть России Северным морским путем. В заливе Провидения сделана остановка, для проведения первой в мире воздушной ледовой разведки. И утром 20 июля 1914 года в бухте Эмма на востоке Арктики впервые раздался рокот винтов самолета!

Дмитрий Александров поднял в воздух над заливом Эммы свой самолет, он совершил два небольших полета на аэроплане. Во время второго полета сломалось рулевое управление. Машина стала падать, и только мастерство пилота спасло и его и самолет. Исправить повреждение на месте не смогли,аэроплан разобрали, для ремонта в аляскинском порту Ном. Но отремонтировать не успели - экспедиция получила телеграмму о начале Первой мировой войны. В дальнейшем Арктический летчик участвовал в боевых действиях Балтийского флота. Дмитрий Александров затем сформировал Морской ударный батальон, которым командовал на Западном фронте, где и погиб в 1917 году. Материалы о Д.Н.Александрове пылились в архивах и лишь недавно обнародованы историками.

Несколько позже, с разницей буквально в половину месяца, в августе 1914 года, на другой - западной стороне Арктики, в воздух также поднят самолет. В районе Новой Земли над вечными льдами раздался рокот пропеллера авиетки, которой командовал русский военный летчик польского происхождения Ян Нагурский.

Он вел ледовую разведку в поисках следов пропавших в высоких широтах русских экспедиций. В 1912 году в Арктику одна за другой ушли экспедиции Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Георгия Седова, все они пропали без вести в полярных широтах.

В 1913 году Правительство России решило послать в район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа спасательные группы для поиска полярников.Организацию работ взяло на себя Главное гидрографическое управление Морского министерства. По инициативе начальника управления к поискам пропавших полярников привлекли авиацию. Выбор руководства Гидрографического управления пал на военного летчика Яна Нагурского.

nagursky

Родился он в 1888 года в небольшом польском городке, где окончил гимназию, после которой работал. И накопив средства, продолжил образование в Варшаве. А весной 1906 года он послал документы в Одесское юнкерское пехотное училище, которое окончил в 1909 году с присвоением чина подпоручика. Местом службы Ян Нагурский выбрал дислоцировавшийся в Хабаровске 23-й Восточно-Сибирский стрелковый полк. В 1910 году Нагурский поступил в Санкт-Петербургское Высшее морское инженерное училище, тогда, после полетов Сергея Уточкина, возник у него жгучий интерес к воздухоплаванию и молодой моряк пришел во Всероссийский аэроклуб, базировавшийся в Новой деревне. Там первый полет Нагурский совершил на самолете конструкции братьев Райт. В аэроклубе он познакомился с Петром Нестеровым – основоположником высшего пилотажа и будущим автором знаменитой «петли Нестерова». В июне 1912 года Нагурский поступил в Гатчинскую офицерскую воздухоплавательную школу, а в 1913 году получил звание военного лётчика. Одновременно с авиационной подготовкой, в июле 1913 года Ян Нагурский успешно защитил диплом морского инженера и получил назначение в Главное Гидрографическое управление.

storm

novaya zemlya

Его руководство отправило Яна Нагурского во Францию, где на заводах фирмы «Фарман» собирались, надежные летательные аппараты того времени, оснащенные моторами фирмы «Рено». Более месяца провел Нагурский в цехах, наблюдая за сборкой своей машины "Морис-Фарман", там совершил и первые тренировочные полеты.

Затем машины морем отправились в Норвегию, а оттуда в Мурманск.

Из Мурманска летчик, его помощник и гидросамолет «Фарман» были доставлены Баренцевым морем в губу Крестовая на Северный остров Новой Земли.

Здесь Ян Нагурский и техник-моторист, матрос I статьи Е. В. Кузнецов, вдвоем переправили девять ящиков с частями самолета на берег у становища Ольгинского и приступили к постройке временного жилища и сборке гидросамолета.

polyarnue-ldy

И тогда сто лет назад, тишину Арктики разорвал рокот самолетика, из губы Крестовой 8 августа 1914 года в 4 часа 30 минут утра Я. И. Нагурский и Е. В. Кузнецов вылетели – при температуре воздуха около минус 15градусов – на север вдоль западного побережья Новой Земли. Всего же Ян Нагурский совершил в августе 1914 года вместе с механиком матросом Е. Кузнецовым 5 полётов на высоте 800—1200 м вдоль западного побережья Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Холод там был даже летом на высоте потрясающий! Во время полётов он достиг мыса Литке и удалялся на 100 км от суши, пробыл Нагурский в воздухе более 10 часов и пролетел по маршрутам ледовой Арктики более 1100 километров, с позиций нашего дня авантюра чистейшей воды или героизм, с позиций тех лет просто работа!

konvert

diplom

Это были первые в мире полёты в Арктике на гидросамолёте с мощностью мотора около 70 лошадиных сил! Любой порыв ветра грозил свалить гидросамолет, который весил всего 450 килограммов в Баренцево море или бросить на скалы. Кроме того, героизм полету добавляло и то, что пилоты не имели никакого (!) специального «северного» обмундирования, самолеты не закрытых кабин, и как вы понимаете радиосвязи у них также не имелось..!

Дальнейшая судьба Яна Нагурского – это сюжет авантюрного романа. Долгие годы его считали погибшим в воздушных боях над Балтикой, но отыскался он в Польше. В 1956 Ян Нагурский приезжал в СССР, а на Земле Франца-Иосифа его именем названа полярная станция «Нагурская». Полярный летчик России и Польши награждён 5 русскими боевыми орденами и орденом Возрождения Польши, но его после арктическая биография в России и Польше тема отдельного рассказа.

Таким образом, русские военно-морские летчики, задолго до полетов Чухновского, Чкалова, западных пилотов стали основателями мировой и отечественной Полярной авиации.

Их последователи уже в конце двадцатых годов привели первые легкомоторные самолеты в Обдорск. Затем после образования автономного округа, Главк Севморпути, где правили бал военные моряки, открыл авиационные линии из Обдорска в Яр-Сале, Тамбей, Новый Порт, Ныду.

В 1935 году открыта регулярная авиационная линия Тюмень-Салехард, и первый её рейсовый полет совершил летчик С.Антюшев.

Спустя десятилетия в небе ямальской Арктики над Салехардом оставляют шлейф самолеты авиакомпаний мира, но давайте помнить, что дорогу в воздушную современность проложили первые военные летчики России начала прошлого века на легких фанерных самолетах. А если заинтересуетесь судьбой Яна Нагурского, обратитесь к книге Ю.М.Гальперина. Он был первым. Москва, 1958г.

Юрий Морозов.

Использованы авторские, архивные, интернет-фото.