Старейшая на Ямале - Салехардская школа номер один 7 февраля отметила свой юбилей, и, несмотря на холодную погоду и карантин, классы и коридоры школы были полны, учителями и учениками разных лет!

11022015 mor

В прошлом в одной из песен благодарили «заводскую проходную, что в люди вывела меня!» Однако дорога начиналась в школе, где учились и приобщались к большому миру. Для многих из нас путь начат в Салехардской школе номер один, ей как средней общеобразовательной исполнилось 80 лет.

За эти десятилетия школа сделала 78 выпусков, из её стен с аттестатом зрелости вышло около трех тысяч учеников, из них 63 с золотой и серебряной медалями.

11022015 mor1

Восьмидесятилетний юбилей школы встретили в новом современном здании, с легкой грустью вспоминая старое и учителей, многих из которых нет с нами. Именно учителя и преподавательская традиция, что начата еще в девятнадцатом веке, сформировалась в тридцатые годы века двадцатого - определяет сегодня душу школы, которая живет заботами воспитанников, готовя их к жизни в интересном и большом современном мире. Многие из нас ждали своих учителей и одноклассников, но резко подорожавшие билеты не позволили многим прибыть на праздник, им передадут фотографии, буклеты и видеодиски с записью праздника.
И вот юбилей! Его открыли красивые и молодые ученики старших классов, с концертными номерами выступили ученики младших классов им всем жить и работать в середине XXI века. А вручили подарки и обратились с теплыми словами к учителям и ученикам облеченные властью люди: Иван Кононенко, Галина Даниляк, Ирина Сидорова, Елена Зленко, Юрий Неёлов. Он, как президент фонда «Север наш», учредил грант, его будут выдавать лидеру – ученику школы, определят лидера ученики и учителя школы. Сумма гранта сто тысяч рублей, грант учрежден и депутатом Законодательного собрания ЯНАО Еленой Зленко, его вручают отличникам школы. И Юрий Неёлов, и Елена Зленко выпускники школы разных лет, они поздравили Фаину Булыгину с днем рождения она ровесница школы и один из её заслуженных учителей.

11022015 mor2

Школьная история из прошлого в настоящее.

Вообще-то школа значительно старше, её история, как учебного заведения на Крайнем Севере начата в 1881 году, когда в Обдорске распоряжением губернских властей образовано сельское двухклассное училище. С него начато в регионе создание системы светского образования. А одними из первых учителей школы на Полярном круге служили Аполлинария Добровольская, а также соратница Ленина Анна Рослякова. В училище до революции и в последующие годы работал один создателей системы образования на Севере Григорий Артеев, уроженец села Мужи. Училище, затем школа вывели в люди тысячи учеников всех национальностей и сословий региона. Так скромное училище Обдорска, стало старейшей школой Ямала, действующей по сегодня программам XXI века!

11022015 mor3

В начале двадцатого века училище преобразовали в начальную четырех классную школу. Затем пришла революция и создание на Севере полноценной системы образования, что началась с Обдорска. В двадцать четвертом Обдорский РИК открыл школу семилетку, на базе русской начальной школы, что находилась под горой по улице Ленина. Власти отмечали, что «уровень образования местных жителей слишком низок (...) Между тем, увеличив на 2 класса начальную школу, мы удовлетворим потребность населения и поднимем культурный уровень граж¬дан». Организацию новой школы поручили члену РИКа Павлу Криворотову и заведующему Обдорской русской школой Иосифу Пейселю участнику Гражданской войны. В школе двадцатых – тридцатых работали Мария Рочева, Мария По¬ленова, Анна Терентьева, Михаил Протопо¬пов, Евгения Протопо¬пова, Анна Туполева, София Ременникова, Анна Зефтель, Анна Терентьева, Анна Садовникова, Надежда Москвитина, Григорий Артеев, а также ссыльные высокообразованные люди, такие как профессор Б.Ф.Адлер. В то время школа обслуживала детей из стойбищ и была опорной для Обдорского района – современного Ямало-Ненецкого округа. В конце двадцатых – начале тридцатых началось освоение Севера и на Ямал поехали добровольцы, и спецпереселенцы, а детей требовалось учить. Поэтому по улице Ленина построили новое здание, которое сдали в эксплуатацию в 1935 году, а школу преобразовали в среднюю общеобразовательную. Первый выпуск уже средней школы состоялся в 1937 году.

11022015 mor4
11022015 mor5
11022015 mor6

Первым директором школы работал Карабышев В. П., его сменил Желтов С. М. Перед войной обучение в школе вели на русском, татарском и башкирском языках – было много детей переселенцев. А школа оставалась базовой, куда ехали за «аттестатом зрелости» из стойбищ, куда шли школьники с района Комбината, где работала семилетка. Надо отметить, что среди учеников и выпускников школы 30-х - начала 70 годов прошлого века было очень много детей и внуков спецпереселенцев и так называемых тогда «врагов народа». Многие из первых выпускников с оружием защищали Родину, не тая обид.

11022015 mor7

11022015 mor8
11022015 mor9

В 1941 году, началась война и учителя с учениками пошли на фронт. Выпускник школы 1939 года Иван Корольков, за бой при форсировании Днепра получил звание Героя Советского Союза. Спустя 60 лет имя Королькова присвоено школе, где он учился. На фронт ушли многие, многие не вернулись, но это отдельный рассказ. В годы войны директором школы работали Телишев И.В., Одинцева Н.Л. , её за создание школьной фронтовой бригады наградили в 1943 году орденом Знак Почета, Карабашев В.П., Овчинникова В.П.

11022015 mor1011022015 mor11

11022015 mor1211022015 mor13

11022015 mor14

А жизнь шла, разгромили Германию и начали строить мир. В сороковые – пятидесятые годы в школу на десятилетия пришло новое поколение педагогов– это суровые и жесткие, обожженные войной, но добрые и отзывчивые учителя, что жили интересами школы и учеников, занимаясь с нами учебой и работой с утра до вечера. В те годы начали работать М.Н.Куимова, В.Ф.Оводова, З.В.Васильева, З.Г.Сандалова, А.К.Бартыш, М.И.Уткина, Е.Ф.Чернышева, А.К.Галишникова, А.Г.Максимова, А.В.Костецкая, Л.Е.Приходько, Н.В.Буга, Е.А.Угрюмова, Т.В.Золотухина, Ф.А.Булыгина, Н.Н.Шулаев, М.А.Черняева, В.Ф.Погодина, В.А.Милюкова, Л.А.Костко, Е.Ф.Липатникова, Н.В.Горькаева, Л.Ф.Самсонова, Л.К.Рученкова, Н.А.Гаас, Л.Ф.Колмакова, супруги Горелик и многие, многие другие Учителя, которых не перечесть. Всем Вам наш земной поклон за добро и науку. Ведь для нас школа была домом, где могли и поддать по делам нашим и приласкать за дела наши. Учителя помогали постигать, что жизнь не сказка, а великая работа. А ученики у них были шустрые и очень активные, а школьный театр и духовой оркестр гремели в Салехарде и до, и после войны. Поколения учителей, принесли известность и славу школе, которую приумножили и несут далее учителя семидесятых годов и нового времени.
В нашей школе учителя кавалеры ордена Ленина, Трудового Красного Замени, Ордена Знак Почета, десятки награжденных званием «Заслуженных учителей», «Отличников народного просвещения», других педагогических наград.
Велик вклад в учебный процесс директоров, с конца пятидесятых ими работали И.М.Мартынов, М.Н.Куимова, А.И.Александрова, Л.В.Ходунова, В.Н.Панова, В.П.Профоров, М.Н.Богаченко, П.И.Мориков, В.В.Ушарова, З.П.Авдеева, Л.Н.Поваляева, С.А.Морозова, М.Б.Ныкышов, А.В.Меха.
Немалую и заслуженную славу принести школе её ученики – среди них Почетные граждане города и округа А.Щирский, Ю.Неёлов, Л. Колмакова, а награжденных боевыми и трудовыми орденами и медалями учеников и учителей не перечесть.

11022015 mor1511022015 mor1611022015 mor1711022015 mor1811022015 mor19

Наша школа – это десятки заслуженных работников всех отраслей науки и хозяйства, культуры и литературы, лауреаты премий Ленинского комсомола, Государственных премий СССР и РФ, десятки кандидатов и докторов наук, членов АН России и зарубежных стран. Это Шевченко В.Г. - 1941 год. Нечаев Е. Б.-1952 г. Прибыльский Ю.П. , 1944г. Кабуров И.С.,1946 г., конструктор ракетно-космических систем, в частности космического челнока «Буран». Ревнивых Ю.А.,1949 г. Выпускники 1950 года - Чубынина А.Д., Чертков К. С, Келарев В. В., Патрикеев Н.Б., Погорелова Л. А.,1951 г. Игловиков В. Г.,1951 г. Филиппов С. Н., выпускник 1953г. - Главный конструктор Минатома РФ. Белых В. С.,-1954 г,. Кардо-Сысоев А.Ф.,1958 г. Сандалов А.Н.,1963 г., Кислицын А.А.,1965 г.,- действительный член Нью-Йоркской академии наук, В.И. Якименко, доктор физико-математических наук, 1964г., Чупров П. И,1966 г. Неёлов Ю.В.,1969 г. Костецкий В. В.,1972 г. Сокол (Бреднева) Н.Д, 1972 г. В.А.Афлетунов, 1975г., Рыгин С.В., 1977г., Майер В. В., 1978 г., и другие.

Школа, перед именем твоим «позволь смиренно преклонить колена»....
Начался юбилей со школьного музея, его много лет создает и хранит продолжатель традиции Лидия Колмакова. И общими стараниями музей, по оценке директора департамента образования округа Ирины Сидоровой, стал «брэндом системы образования города Салехарда», что закреплено в соответствующих документах, а его практика рекомендована остальным школам региона.
Только выше достойных и заслуженных похвал и подарков стали обращенные к школе слова благодарности учеников, слова признательности школе за вложенное в души чувство Долга перед страной.
В ходе подготовки юбилея мы нашли Ивана Пирогова, его обращение записали на видео журналисты Московского корпункта телекомпании «Ямал-регион», огромную помощь в организации оказали сотрудники Представительства ЯНАО в Москве, спасибо Вам!
Комок в горле встал у многих в зале, когда раздалось видеопоздравление полковника в отставке, ветерана Великой Отечественной, выпускника школы - добровольца 1941 года Ивана Пирогова, он в свои девяносто лет, пройдя не одну войну, помнит школьные ступени, учителей и одноклассников...

Видео.

Поздравил всех Клим Ким, выпускник 1952 года, кандидат технических наук, сотрудник НИИ кибернетических систем управления, один первых лауреатов премии Ленинского комсомола. В минувшем году он побывал в Салехарде, проехал по городу детства и юности.
Затем Елена Иванова, моя коллега, обратилась с вопросом о школе к выпускникам разных лет, и столь большой и серьезный след оставила она в наших душах, что сквозь дымку десятилетий выпускники помнят школу.
Ислам Кабуров - доктор наук, (выпуск 1946 г.). - Я пошёл в первый класс в 1936 году в начальную школу, что находилась, на улице Свердлова. А с пятого класса учился в двухэтажном здании. Я был мальчик гибкий, шустрый и меня привлекали к занятиям гимнастикой, у нас были публичные выступления. В актовом зале у нас проходили торжественные собрания, концерты, ставили спектакли, и я даже был режиссёром. В девятом классе меня назначили пионервожатым, и я шефствовал над шестым классом. Мне это очень нравилось. С удовольствием занимался с ребятами, мы устраивали военные игры, бегали на лыжах.
Любимым учителем была Нина Сергеевна Давыдова она пришла в школу после института, очень образованная и красивая, она любила своё дело. Очень хорошо помню и до сих пор уважаю А. И. Афанасьева - блестящего математика. Он научил нас логике, любви и уважению к предмету. Математика, геометрия и черчение давались мне легко. И это, повлияло на выбор профессии. Но главной причиной стал Спартак Драндер - отличник, способный юноша. Время было военное, много писали об авиации, я ей очень увлекался, как и Спартак, который поступил в Московский авиационный институт, а я поехал в Казанский институт.
Время в школьные годы было суровое - мы начали трудиться с седьмого класса. Работали на рыбоконсервном комбинате такелажниками. В разных цехах помогали взрослым. В восьмом классе на островах косили для совхозных коров траву, сажали картошку, овощи. Учителя воспитывали в нас трудолюбие, не давали нам поблажек, заставляли учиться. Мы не были избалованными детьми, не было у нас прихотей, излишеств. Это воспитывало честность, скромность, довольствоваться тем, что есть в жизни сегодня.
Лилия Московкина, (1966 г.). Заслуженный врач РФ. - Школа для нас была родным домом, где мы проводили большую часть времени и туда шли с огромным удовольствием. Я не помню, чтобы кто-то не хотел идти в школу, а когда училась в 10 классе, построили новую двухэтажную деревянную школу, и я перерезала ленточку на её открытии. Пожалуй, это было самое грандиозное, запоминающееся событие. У нас было много спортивных мероприятий, хорошая самодеятельность, мы дружно собирали макулатуру, металлолом, участвовали в движении тимуровцев: помогали ветеранам войны и труда: кололи им дрова, носили воду. Я была капитаном сборной команды города по баскетболу, секретарём комсомольской организации школы. Школа дала нам многое помимо знаний: умение её ценить дружбу, умение учиться и ценить знания. У нас были прекрасные преподаватели, которые воспитали в нас доброту, любовь к людям.
Наталия Кочнева, журналист (1968 г.) - Школа помнится в целом, какой была. А была она совсем иной, время было иное. Мы послевоенные дети. Я пошла в школу в 1958-ом, когда после Победы прошло всего 13 лет. И это откладывало отпечаток на наше воспитание и образование. У школы тогда имелись большие задачи: воспитать личность и дать образование. Наши учителя были люди, нацеленные на выполнение этих задач. Да и отношение к учителю было другое - трепетное. Поскольку это было после войны, родителям приходилось работать чуть ли не так же, как в войну, поэтому основная часть нашей жизни всё же проходила в школе. У нас было множество различных кружков, факультативов. Все вечера и праздники проходили там.
Поскольку жизнь проходила в школе, то все её элементы присутствовали – и любовь, и дружба. Причём дружба, которую мы сохранили, пронесли через всю жизнь. Несмотря на многие пройденные годы, нам интересно видеть друг друга, знать, у кого что происходит. Поэтому, если говорить о школе, в первую очередь вспоминаются друзья.
А в целом, школа дала умение ставить цели, идти к ним, достигать их, жизненные ориентиры, научила, как работать над собой, упорству. У нас были замечательные учителя, которые для каждого из нас были, наверное, богом. Клавдия Андреевна Патрикеева - преподавала химию, но с ней можно было говорить обо все на свете. Евдокия Федоровна Липатникова – учитель литературы, тонко чувствующий человек. Сегодня мы свои жизненные ориентиры мы всегда сверяем учителям.
Любовь Буга (Панченко), врач. (1970 г). - В этой школе училась не только я, но и мои родители, сестра, дети. А мой папа работал в ней. Директором школы был Игорь Михайлович Мартынов учитель по физике. Это был неординарный человек и, как я считаю, при нём школа получила большое развитие. Вместе с папой они построили школьные трудовые мастерские. Директор уважал отца, как трудовика и часто советовался с ним. Как-то Игорь Михайлович с папой и ребятами сделали миниатюре точную копию крейсера «Аврора».
Мне повезло, что моей первой учительницей была, заслуженный педагог, кавалер ордена Ленина Мария Ивановна Уткина. Я очень ей благодарна за те навыки, которые она нам привила с детства: умение слушать учителя, других, умение думать, заниматься.
Учились мы старательно и шалили также, но нас не наказывали грубо, у учителей была выдержка и терпение. А наказывали нас так. В каждом классе стояла печь, которую утром топил печник. Если кто-то себя плохо вёл, то отправлялся за печку. Не один разочек и я за ней постояла, думала о жизни. Дети в классах учились из семей разного социального положения, но никто никогда не ставил себя выше, все были равны и старались помочь друг другу. Осенью, с началом учебного года, в классы привозились валенки, шапки, пальто. Всё раздавали тем, у кого не было возможности купить.
Мы были крепким, сплочённым коллективом, практически все мои одноклассники поступили в институт. У нас было много диспутов, нас сплачивали смотры художественной самодеятельности среди школ. Много внимания уделялось детскому творчеству. Я благодарна учителям за свои школьные годы. Они многому нас научили и отправили в жизнь.
Сергей Лугинин (1980 г.) Заслуженный работник культуры РФ. - Уже в школе я был активный и всегда находил себе какие-то занятия, но вот примерным поведением своим родных и учителей не радовал. Отличником не был, но жили мы с ребятами весело и задорно. До пятого класса хорошо учился, а вот потом больше внимания уделял своим увлечениям.
С особым чувством вспоминаю школьные торжественные линейки, когда все классы выстраивались в зале, девочка из параллельного класса как-то пронизывающе до дрожи говорила всем: «Встать смирно! Внести знамя!», и самый лучший ученик Олег Губарев выходил с барабаном, отбивая дробь, и Лена Кочубей со знаменосцем шли впереди. С уважением вспоминаю учителей, таких, как Горелик Михаил Владимирович, Авдеев Станислав Алексеевич, Буга Николай Владимирович они научили меня позитивному отношению к жизни, умению вести себя в обществе.
Алексей Титовский. Руководитель Департамента науки и инноваций Правительства ЯНАО, (1998 г). - Школа это самая дорогая часть моей жизни. Я благодарен школе, где нашёл друзей. Благодарен за то, что имел честь быть учеником таких педагогов, как Колмакова Лидия Филипповна, Горелик Людмила Павловна, Погодина Таисия Федоровна. Я вспоминаю их и бесконечно уважаю за беззаветную преданность своему делу, любовь к ребятам, к своей Родине, о которой они всегда нам говорили. То, чему они нас учили, помогает нам в жизни сегодня. У нас был очень дружный коллектив в классе. Мы были равными среди равных, уважали друг друга и поддерживали. Педагоги, у которых я имел счастье учиться, привили мне любовь и преданность к своему делу, любовь к своей стране, умение дружить.
Годы и десятилетия отделяют выпускников школы друг от друга – отцы и дети, современники. Но, не смотря на время, стоящее между ними всех объединяет глубокое чувство любви и благодарности к школе и её учителям, что в люди вывели всех нас. Еще много слов любви и благодарности к школе прозвучало со сцены, в разговорах за столом, по телефону и скайпу. И эта постоянная и не преходящая за десятилетия любовь и верность Школе есть высшая награда для педагога, творящего традицию и вкладывающего силы и душу в учеников, выводя их на дорогу жизни.

Школа завтрашнего дня.

В начале XXI века школа получила новое капитальное здание, оснащенное по последнему слову. В юбилейном учебном году в 38 классах учится 880 детей и подростков. Они чтят школу, чья история – история страны, эти ученики носители идей нового, они встретят «Полдень XXI века», куда их ведут поколения учителей.
О преемственности поколений школы, о сохранении дышащей её традиции говорили на юбилее многие. Юбилей это и смотр успехов десятилетий, и оценка перспектив будущего, которое наступает каждый день.

11022015 mor20

На первых рядах актового зала школы сидели украшенные бантами ученицы младших классов, школу они закончат, где-то в двадцатые годы нашего столетия, когда во всю мощь развернется новый виток четвертого поколения научно-технической революции. Какой будет тогда жизнь, не станем гадать, главное, что она будет, и вершить её станут вот эти пока маленькие люди большой страны. Поэтому, говоря о традиции школы и её роли в будущем, директор средней школы Андрей Меха отмечал, что главная наша задача воспитать образованного человека с активной жизненной позицией, как делали наши предшественники. Работая сегодня, мы готовим воспитательный и образовательный процесс уже на послезавтра на «Полдень текущего века», работаем на перспективу, на профессии будущего, которые потребуются нашим выпускникам к середине века.
Выпускники нашей школы работали и работают по многим городам и поселкам Росси, и СНГ. Их жизнь и работа, как отмечали все выступающие, вносит свой вклад в создание образа нашей страны, и развивать в дальнейшем его будут те, кто сидит за партой. С ними мы увидимся на 100 летнем юбилее Салехардской средней школы номер один в 2035 году.

Юрий МОРОЗОВ.