В наше время вертолеты достаточно часто летают на остров Белый, что находится у берегов Ямала в Карском море, туда доставляют экологов, географов и других специалистов, убирают металлолом.

10032015 bel 2

А первый полет на остров на самолете «СССР Н -121»совершил в середине марта 1937 года летчик Обской авиалинии Главка северного морского пути С.Антюшев, тот самый, что привел в 1935 году первый рейсовый самолет в Салехард.
О полете С.Антюшева на остров Белый писала 15 марта 1937 года центральная газета страны, газета «Известия».
С.Антюшев выполнял рейс Салехард – Гыдоямо (совр. Гыда), где тогда располагалась одна из факторий Главка. В это время в Салехарде получили радиограмму о том, что заболела врач зимовки полярников острове Белый товарищ Умова.
И Антюшев взлетел из Гыдоямо и взял курс на остров. Это был первый в истории Полярной авиации полет на остров Белый, расположенный на 73 градусе северной широты. Затем летчик рассказал корреспонденту «Известий» о том, что «Перелет Гыдоямо — о. Белый, расстоянием около 700 километров, совершен на большом двухмоторном самолете Н-121 в течение трех часов. Летел на высоте 1200 метров со скоростью 250 километров в час. На борту самолета имелось 5 человек команды и 5 пассажиров с зимовки Гыдоямо (совр. Гыда). Все время пилот поддерживал радиосвязь о. Белым. После вылета Антюшев говорил по радиотелефону лично с начальником острова товарищем Масловым обо всех моментах, касающихся посадки, благодаря этому площадка была подготовлена удовлетворительно. Посадка на о. Белом прошла хорошо, коллектив зимовщиков много потрудился над устройством посадочной площадки. Аэродром подготовили размером 70x1000 метров. Самолет был прирулен прямо к жилым помещениям на расстояние 50-60 метров. Коллектив зимовщиков устроил нам теплую встречу. На о. Белом прекрасная во всех отношениях, культурная зимовка. А самочувствие больной Умовой улучшилось, и она осталась на острове Белый».
Затем, уже на следующий день, пишет корреспондент «Известий» «в 8 часов 20 минут по московскому времени самолет Н-121 летчика Антюшева стартовал на острове Белом в обратный рейс. И товарищ Антюшев, вылетая, сообщил на Диксон: «Сегодня вылетаю на Обдорск. Зимовщики на острове Белый проводили так же хорошо, как и встретили. С таким коллективом в Арктике работать легко». Затем было получено сообщение с борта самолета Н-121:
«Пролетаю Новый Порт, держу курс на Салехард. В воздухе уже 4 часа 05 минут, самолет, моторы в порядке. Передайте через газету («Известия») сердечное спасибо синоптикам Диксона за отличное обеспечение авиа сводками и прогнозом. На зимовках мыс Дровяной, Тамбей, Се-яга (Се-Яха), сбросил вымпелом газеты, журналы, и почту. До свидания. Борт Н-121. Антюшев». Специалисты авиаторы уточняют, что самолет «СССР Н-121»,на котором летел Антюшев - это самолет АНТ-4.
Таким образом, день пятнадцатого марта 1937 года можно смело вписать в историю Ямальской авиации, как опыт первого и рискованного полета на одном из первых самолетов конструктора Антонова далеко в Арктику на остров Белый.

Юрий МОРОЗОВ.