Далекие от севера, но величественные Кавказские горы и ущелья становятся ближе Ямалу своим населением, которое «кочует, однако» к Полярному Уралу и Карским берегам!

01072015 sev

01072015 sev101072015 sev2

Ямало-Ненецкий округ, что расположен на крайнем севере Западной Сибири, начинает играть все более весомую роль в обеспечении энергетических потребностей России, реализуя серьезные промышленные проекты на севере региона.

01072015 sab 2

А за всеми процессами индустриального и социального развития региона стоят наши люди, откуда бы они ни прибыли, на мирный Ямал, жить и строить.
Именно они добывают углеводороды, строят города и дороги, детские садики, плавучие мастерские, многое иное потребное для промышленного комплекса в Заполярье, а также идущего следом социального, который обеспечивает тыл индустрии, который дает людям тепло и чувство оседлости.
С развитием индустрии и социальной сферы в регионе постоянно менялся этнический составнаселения, к этой теме, как и теме малочисленных народов Ямала, более подробно я вернусь в следующем материале.
Так десятилетиями на Ямале работали и работают выходцы из Украины, Татарии, Башкирии.
Ряды этих тружеников, в силу самых различных причин, часто связанных с войной и нищетой в государствах СНГ, после распада Союза, стали пополнять выходцы из республик Средней Азии, из районов Северного Кавказа. Теперь и они живут и строят города и поселки Ямала, решают свои здесь проблемы и говорят, что приехали жить и работать на десятилетия. А приехав на Север, они сохраняют и представляют здесь оригинальную и самобытную культуру народов великого Кавказа и создают элементы новой культуры общей для севера, которая также становится самобытной, сочетая в себе культуру разных народов России обитающих на общем для них Ямале.

01072015 sev301072015 sev4

Поэтому Ямало-Ненецкому автономному округу и далее уготована судьба многонационального региона, где работают представители почти 130 народов.

Но много-ли мы знаем об этих народах, вроде бы существуя в одном мире?

01072015 sev5


На Ямале весомую долю народонаселения составляют азербайджанцы, киргизы, казахи, чеченцы и выходцы из Дагестана, о последних говорят «дагестанцы», что не соответствует данным этнографии и социологии.
В Ямальском округе, по данным переписи 2010 года живет и работает около 12 тысяч выходцев из Дагестана, среди них аварцы, кумыки, ногайцы и другие. Поэтому давайте познакомимся с народами Дагестана.

01072015 sev601072015 sev7

01072015 sev801072015 sev9
01072015 sev10
Дагестан самая многонациональная республика Российской Федерации, в которой проживает более 60 народностей.
Коренными малочисленными народами Республики Дагестан признаны 14 народов: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты,табасараны, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-аккинцы. Кроме этого в юго-западном Дагестане живет ещё 14 народностей, которые официально в переписях включаются как этнические группы в составе аварцев: это андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндинцы, хваршины,чамалинцы и цезы.
В число даргинцев включены родственные им кайтагцевы и кубачинцы. В южном Дагестане компактно проживают горские евреи - таты (ираноязычные иудаисты).
Представить Вам сведения обо всех народах Дагестана, конечно сложно, поэтому ограничимся наиболее крупными.

01072015 sev1101072015 sev1201072015 sev1301072015 sev1401072015 sev1501072015 sev16Аварцы (самоназвание - маарулал) – самый многочисленный этнос на территории Дагестана и один из крупнейших среди титульных народов Кавказа. Считается, что аварцы прямые потомками древних племен, обитавших на ныне заселенной территории и перешедших на оседлый образ жизни уже с позднего неолита. Древние насельники этих мест говорили на общем дагестано-нахском языке, период единства которого относится ко времени не позже конца III тыс. до н.э. Развитие аварцев шло в условиях горной изоляции, что способствовало консервации антропологического облика населения и языковых особенностей. Античные источники I-II веков н.э. упоминают «саваров», предков современных аварцев. Арабские источники IX-X веков содержат данные о царстве Серир, на его месте возникло Аварское ханство, которое в конце XVIII века попадает в зону влияния России, а в начале XIX века входит в состав Российской Империи. Аварцы имели письменность на основе арабского алфавита, затем с 1938 года – на русской графике. По оценкам ученых аварскому этносу не угрожает ассимиляция, о чем говорят высокие показатели выбора языка национальности в качестве родного, и высокий уровень внутри этнических браков.

Даргинцы (самоназвание - дарган). Общая численность, включая кайтагцев и кубачинцев, около 365 тыс. человек. Наиболее ранние сведения о даргинцах встречаются в арабских источниках IX века. Территория расселения даргинцев до 1860 года входила в образование – Уцмийство Катайгское и союзы горных «вольных» обществ. В 1812 году регион вошел в состав Российской империи. Язык – даргинский, принадлежит к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. Первые произведения на даргинском языке записаны арабской графикой и относятся к XV веку. В 1928 году создана даргинская письменность на основе латинского, с 1938 года – русского алфавита. Даргинцы с XIV-XV века приняли ислам суннитского толка, однако сохранились и языческие доисламские праздники, обряды и верования. Даргинцы являются одним из наименее урбанизированных этносов не только Северного Кавказа, но и всей России. Для их этноса характерен очень высокий уровень естественного прироста. Языковые характеристики и уровень внутриэтнической брачности свидетельствуют об устойчивости этноса.
Лезгины (самоназвание - лезгияр). Их численность в России около 257 тыс. человек. Около 180 тысяч проживает в Азербайджане. Лезгины – потомки древнейших насельников южного Дагестана. По арабским источникам IX-X веков известно о существовании в регионе «царства лакзов». В 1828 году территория обитания лезгин вошла в состав Российской Империи. Лезгинский язык, принадлежит лезгинской подгруппе нахско-дагестанской языковой семьи. Как и большинство народов Дагестана, лезгины пользовались арабской графикой. Затем их перевели на латинскую и русскую графическую систему. По-видимому, еще в период арабского завоевания среди лезгин распространился ислам суннитского толка, однако имеются и шииты. Сейчас лезгины, наряду с кумыками, являются наиболее урбанизированным этносом Дагестана. Сохраняется высокий уровень естественного прироста. Языковая и брачная ассимиляция лезгинам не угрожает.
Кумыки – третий по численности титульный этнос Дагестана, после аварцев и даргинцев. По переписи 1989 г. в России кумыков проживало около 280 тысяч. Начало формирования кумыков как этноса относится к X-XI вв. Их этническую основу составили коренные насельники равнины южного Дагестана, ассимилировавшие отдельные тюрко - и ираноязычные группы. Из тюркских элементов в этом процессе ведущую роль сыграли половцы, язык которых наиболее сильно повлиял на формирование кумыкского языка, а также хазары. Наряду с ногайцами, кумыки – один из двух титульных этносов, язык которых относится не к нахско-дагестанской языковой семье, а к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Собственная письменность на основе арабского алфавита существовала с XVI века. В 1883 году в Петербурге опубликована первая печатная книга. По-видимому, с XIII-XIV вв. лезгины – мусульмане-сунниты. В социальном отношении современные кумыки один из наиболее активных и динамичных этносов Дагестана. Они урбанизированы, имеют наименьший уровень естественного прироста и один из наиболее высоких показателей по уровню образования. Языковая и брачная ассимиляция не угрожает.
Агулы (самоназвание - агул) – малочисленный этнос, около 19 тыс. человек. Язык – агульский. Наряду с ним, разговорные – азербайджанский и лезгинский. Письменность на основе русской графики. Мусульмане-сунниты, при сохранении доисламских верований и обрядов. Очень сильно влияние азербайджанской культуры. Невысокий процент городского населения.
Лакцы (самоназвание – лак, казикумухцы). Численность в РФ около 106 тыс. чел. Лакцы потомки древнейших насельников Дагестана. Еще в трудах античных историков встречается этноним «леги», видимо, относившийся к предкам современных лакцев. В начале нашей эры и в раннем средневековье в сложении лакского этноса участвовали сарматские, гуннские и персидские элементы. С середины VII века начинаются походы арабов на Дагестан. В то время лакцы исповедовали христианство, воспринятое из Византии через Грузию. Утверждение в Лакии ислама суннитского толка относится к XI-XII вв., однако сохранялся целый комплекс магических представлений и обрядов. Язык – лакский, образует отдельную подгруппу в составе нахско-дагестанской группы иберо-кавказской языковой семьи, наиболее близок даргинскому. Письменность с XV в. по 1928 год – на арабской графике, с 1938 года – на русской. Сейчас лакцы – один из наиболее урбанизированных этносов Кавказа.
Ногайцы – один из двух (наряду с кумыками) тюркоязычных этносов Дагестана. Численность на территории России – около 75 тыс. чел. Расселены дисперсно в Южном Поволжье и на Северном Кавказе. Сформировались в XIII-XV вв. на основе тюркских и монгольских племен, издавна кочевавших в Поволжских степях; основа консолидации – этнополитические процессы в Золотой Орде и Астраханском Ханстве. Название получили по имени астраханского хана Ногая. На территории Дагестана появились в XV в. Язык ногайский (тюркский). Письменность создана в XVIII в. на основе арабской графики, с 1938 г. – на русской. Состоят из нескольких территориальных групп. Один из наименее урбанизированных этносов на Кавказе и в России. Идут определенные ассимиляционные процессы.
Рутульцы (самоназвание – мых абдыр) – малочисленный народ, численность около 20 тыс. человек. Присоединены к России в 1812 году. Язык – рутульский, принадлежит к нахско-дагестанской группе. Письменность на основе русской графики. Вероисповедание - мусульмане-сунниты с X-XI веков. Слабо урбанизированный этнос.
Табасараны. Общая численность около 98 тыс. человек. Их предки населяли регион с древнейших времен. Они упоминаются в «Армянской географии» VII века. Под названием «таваспар». Язык – табасаранский нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Употребляются также русский, азербайджанский, лезгинский языки. Уже с VIII века с арабами к табасаранам стал проникать ислам суннитского толка. В настоящее время табасараны – средне урбанизированный по региональным меркам этнос. Родным язык своей национальности считают 98 % табасаранцев.
Цахуры – малочисленный народ, около 20 тыс. человек. Основная территория расселения – Азербайджан. Язык – цахурский. Свободно владеют азербайджанским и русским языком. Алфавит – на латинской графике с начала 1930-х гг. Используется также арабская графика. Мусульмане-сунниты. Имеют очень низкий уровень урбанизации.
Андо-цезские народы являются также коренными для Дагестана: андийские – андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы; цезские – цезы, гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Общая численность андо-цезских народов составляет 55-60 тыс. человек. По языкам – близкие аварцам. По вероисповеданию – мусульмане-сунниты. Занимают в основном замкнутые горные ущелья Дагестана.

Представители народов Северного Кавказа - Дагестана будут жить, и работать на Крайнем Севере: поколение за поколением. И возможно, что уже сегодня нужен новый планируемый импульс межнационального развития между Заполярным Ямалом и Северным Кавказом, возможно необходимо Соглашение о сотрудничестве с Республикой Дагестан, в чем-то аналогичное Соглашениям с другими субъектами РФ, а в чем-то самобытное учитывающее особенности народов Кавказа, которые едут на север «дерзать и строить» новую жизнь. В любом случае развивать далее индустриальную сферу и особенно социальную для всех без исключения жителей Ямала, придется и с учетом интересов людей Кавказа.
Собственных трудовых ресурсов как в Сибири в целом, так и на Ямале не хватит для решения реализуемых и грядущих индустриальных проектов, эти «трудовые ресурсы» приедут и уже едут на Север из Центрально азиатских Республик СНГ - Таджикистана, Азербайджана, Туркменистана, Киргизии, Узбекистана, с Кавказа.
01072015 sev17
Поэтому формировать социальную сферу, которая новым поселенцам заменит южные регионы, необходимо с учетом мнения и этого населения, которое создает и оставляет в Ямальском Заполярье свой овеществленный труд, оставит в будущем здесь своих детей – жить и работать.

Юрий МОРОЗОВ
Фото из открытых источников.